Фабрику-кухню приспособили для производства духовной пищи — The Art Newspaper Russia
Несущие конструкции фабрики-кухни были выполнены из железобетона, который обветшал. Главное, чего надо опасаться в таком случае, — это распространенного варианта «восстановления», когда все сносят и строят заново, объяснил Виталий Стадников. «Для укрепления железобетонных конструкций был применен уникальный для России способ обклейки карбоновой арматурой, которая напоминает тонкую ткань, но может взять на себя значительную нагрузку, — рассказал он. — Вся конструкция здания графичная, легкая и прозрачная — и такой способ ее усиления позволил сохранить все эти эффекты».
«Уникальность здания не в том, что оно построено в форма серпа и молота, — подчеркнул Виталий Стадников. — Это всего лишь предлог для воплощения внутри этого объема очень технологичной функции конвеерного приготовления и подачи еды, основанного на идеях кольцевых хлебозаводов инженера Георгия Марсакова. Архитектор Максимова использовала и реализовала эти идеи».
Научный руководитель проекта Ирина Калугина рассказала, что при исследовании здания удалось обнаружить многочисленные фрагменты первоначальной отделки, которые позволили ее восстановить. Это фрагменты штукатурки двух оттенков серого (в которые ныне и выкрашен фасад), узкие пояски с рельефной штукатурной «шубкой», одно оригинальное деревянное окно (сохранилось во внутреннем дворе), фрагменты наливного пола из бетонной смеси с наполнением мраморной крошкой (технология, которую мы до сих пор можем наблюдать в старых пятиэтажках). Изыскания реставраторов раскрыли интересные факты: для строительства, хотя оно и хорошо финансировалось, использовали вторичные материалы — например, кирпич из разобранных монастырей. Причем выяснилось, что стройка в 1930-е годы шла в несколько этапов — один из столовых залов в серпе полностью соответствует проекту Екатерины Максимовой, два других чуть упрощены (добавлены два ряда колонн); так же опрощалось качество строительных материалов.
Принципиально важно, что в самарских архивах нашлись архитектурные планы, по которым строилось здание. Их обнаружил аспирант Самарского государственного архитектурно-строительного университета Александр Исаков, благодаря которому стали известны подробности биографии Екатерины Максимовой, которая, по-видимому, заслуживает титула первой русской женщины-архитектора. История восстановления ее жизненного пути трагична и мелодраматична одновременно — например, родственников Максимовой Исакову удалось найти, оставив им послание на могиле архитектора.