Мир за десять лет глазами редакции The Art Newspapеr Russia — The Art Newspaper Russia
Милена Орлова, главный редактор The Art Newspaper Russia:
Десять лет назад вышел наш первый номер. Его презентация была в Итальянском дворике Пушкинского музея. Внутри слепка романского портала расположился ансамбль Алексея Айги. Его мало кто слушал, все обсуждали нашего издателя — Инну Баженову, рискнувшую запустить в России новую газету об искусстве. Дело это, как известно, убыточное и нервное, по крайней мере в нашей стране точно. Но ставка на интернациональное издание себя оправдала.
Коллеги из международной редакции The Art Newspaper все эти годы снабжали нас (и продолжают это делать) первоклассными статьями о насущных проблемах художественного мира. Благодаря этому все эти годы русская редакция чувствовала свою причастность к мировому процессу, а наши читатели были в курсе всех главных новостей, будь то судьба бенинских бронз, утопление Венеции, война с памятниками колонизаторов или наезды на Гогена за совращение малолетних. О чем мы только не писали эти годы! Все главные игроки художественного поля, от директоров ведущих музеев до самых актуальных художников, давали нам интервью, мы следили за открытиями реставраторов, писали рецензии на новые книги, ездили и по родной стране, и за рубеж. Общались с коллекционерами и основателями частных фондов, которые стали важной движущей силой нашего арт-сообщества. Мы писали о художественном рынке, составляли рейтинги самых дорогих русских художников и самых перспективных молодых художников. Мировой рейтинг самых посещаемых музеев и выставок мы дополняли собственной информацией о наших музеях. сообщали о лучших выставках, писали об усадьбах, дизайне, женщинах-художниках и так далее. Можно смело утверждать, что нет такой горячей темы, касающейся искусства, о которой у нас не было бы публикаций.
Мы старались завоевать публику самыми разными способами: тут были и круглые столы, и показы фильмов о художниках, которые преобразовались в регулярный и успешный кинофестиваль. Мы делали свою программу на радио «Культура» и подкасты. Мы придумали премию нашей газеты — и она стала невероятно престижной: концепция публичного чествования героев арт-мира оказалась востребованной. С нами сотрудничали мировые luxury-бренды, мы готовили специальные проекты совместно с крупными компаниями, которые поддерживают искусство. У нас все было хорошо. Мы пережили пандемию, пропустив всего два печатных номера. У нас новый сайт и 130 тыс. подписчиков только в двух социальных сетях — что уж говорить о подписчиках бумажной газеты и посетителях сайта!
Правда, когда я это пишу, эти две соцсети объявлены экстремистскими и мы вынуждены прекратить публиковать там наши новости, следуя предписаниям Роскомнадзора. Наши корреспонденты теперь вряд ли доберутся до Венецианской биеннале, с которой мы всегда вели репортажи, да и павильон России будет закрыт. Отменяются хитовые выставки, аукционные дома не хотят торговать русским искусством, иностранные кураторы отказываются работать в нашей стране.
Специальная операция России на Украине и последовавшие за ней санкции кардинально изменили нашу жизнь, поставив под сомнение сам принцип нашего издания, базировавшийся на международном сотрудничестве. Как и многие наши коллеги, мы остро переживаем эту ситуацию. Да, многое изменилось. Но мы продолжаем работать и верить в объединяющую силу искусства.