Говорит Выкса: репортаж из цехов, где куют новую культуру — The Art Newspaper Russia
Направляясь в Выксу на машине из Москвы или Владимира, минуешь деревню с хмурым названием Большое Угрюмово. Невольно отмечаешь, что «Большое Угрюмово» куда шире, чем просто точка на карте: оно царит в регионах повсеместно. С этим депрессивным состоянием, заставляющим одних переезжать в крупные города в поисках лучших перспектив, а других — спиваться, как раз и борются инициаторы «Выкса-фестиваля»: Объединенная металлургическая компания и благотворительный фонд «ОМК-Участие» во главе с Ириной Седых.
Вообще, Выкса — город довольно благополучный. По крайней мере рабочее место для выксунца всегда найдется — хотя бы на местном металлургическом заводе-гиганте, который и является флагманом ОМК. В то же время эта предопределенность, когда жизнь будто бы подчинена тому же регламенту, что и на производстве, несколько навевает тоску. Фестиваль же помогает раскрасить «карту будня» сурового моногорода, плеснувши руками стрит-артистов краску на фасады домов и цехов (здесь можно найти муралы Паши 183, Славы ПТРК и других звезд уличного искусства).
Сегодня именно паблик-арт, а не вездесущая реклама ритуальных услуг является главной визуальной доминантой города.
Но Выкса не стремится стать просто галереей современного искусства под открытым небом. Главное здесь — незаурядные события, меняющие привычный режим существования.
Например, в рамках июльского, первого в этом году, уик-энда «Выкса-фестиваля» в разных точках города можно было наблюдать явление, полностью выпадающее из повседневности и возвышающее ее. Идешь себе, например, по городскому рынку, вокруг — суета, кипит торговля: тут можно присмотреть инвентарь для огорода, там — примерить одежду, устроившись на картонке за шторкой. И вдруг среди всеобщего гула различаешь хоровое пение а капелла — это поют люди за прилавками с овощами и фруктами, цветами и семенами для сада. Прислушавшись к их многоголосью, удивляешься еще больше. «Улица Степана Разина, дом 35», — доносится с одной стороны. «Улица Красные Зори, дом 27», — с другой. На самом деле исполнители вовсе не продавцы, а местные жители, участвующие в проекте «Хороход-1». А исполняют они сочинение Vox populi композитора Александра Маноцкова, в нем зашифрованы значимые для местных адреса (пройтись с «Виртуальным Хороходом» по главным точкам на карте города и узнать о них подробнее можно на сайте фестиваля).
Вообще, голоса выксунцев звучат в каждом без исключения проекте: привлечение горожан к сотворчеству — необходимое условие для приглашенных художников, композиторов, режиссеров.
Даже когда на концерте авант-поп-группы Shortparis из динамиков гремит «Говорит Москва», в действительности говорит Выкса — в лице работников местного пассажирского автобусного предприятия (ПАП), с которыми музыканты устроили брутальный коллаб. Водители, кондукторы и механики появились на специальных подиумах, представляя как ритуал свои рабочие будни. Сама сцена была устроена прямо на крыше автобуса, а выступление группы прерывалось кадрами интервью с сотрудниками ПАП, один из которых даже вышел на подмостки и по-рокерски драйвово сыграл на барабанах, вызвав шквал аплодисментов.