Павел Абросимов — архитектор, запечатлевший эпоху, в книге-фотоальбоме «Major art reflections» — Областное телевидение
Азербайджанское издательство «Gabala Image Press» выпустило книгу-фотоальбом «Major art reflections» о жизни и творчестве советского архитектора, лауреата Сталинской премии, одного из авторов проекта главного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова в Москве Павла Абросимова.
В декабре 2021 года автор, Ильяс Низерли, представит произведение, выпущенное ограниченным тиражом в 1000 экземпляров, в Гостином дворе на московской книжной выставке.
Читателю не следует воспринимать книгу «Major art reflections» классической биографией. Да и сам автор-составитель из Азербайджана, историк, Ильяс Низерли не ставил себе цель создать литературный труд, соответствующий этому жанру. Ведь, по его словам, он стремился передать свой взгляд на эпоху, рассказать о развитии архитектуры в 20-40 годах XX века, о роли Павла Абросимова.
Павел Абросимов, годы жизни 1900-1961, советский архитектор. Участвовал в разработке проектов: Дом политкаторжан в Санкт-Петербурге, Дворец Советов в Москве (не построен), Дом Совнаркома в Киеве — ныне Дом Правительства Украины, главный корпус МГУ на Воробьевых горах — вручена Сталинская премия I степени в 1949 году.
После революции 1917 года Советское государство избавлялось от «наследия царского режима». Время требовало от архитекторов мыслить пространством. Его должны были заполнять не единичные шедевры, а функциональные здания, органично вплетенные в облик пролетарских городов. Этими принципами руководствовался и Павел Абросимов. Автор книги совершенно прав, когда говорит, что, повествуя о жизни человека, он рассказывает о развитии архитектуры.
От дома-коммуны к зданию МГУ
В 20-ых годах XX века Павел Абросимов переезжает из Баку в Ленинград. В Азербайджан из Курской губернии его родители уехали, когда мальчику было 10 лет. На берегах Каспия будущий архитектор получил первый творческий опыт. Книга «Major art reflections» иллюстрирована фотографиями выполненных в те годы рисунков с натуры, декораций, агитационных плакатов. Эти материалы автор отыскал в бакинских библиотеках, архивах.
Знаковая работа из «ленинградского периода» Павла Абросимова — Дом политкаторжан. Дом-коммуна отвечала духу того времени: конструктивизм, кухни-шкафы в квартирах, столовая и социальные учреждения — детский сад, клуб, библиотека, гаражи — на первом этаже.
Однако в 30-ых годах конструктивизм, как направление, уступал место другим архитектурным стилям. В СССР воцарялся сталинский ампир.
Ильяс Назрали считает, что в ту эпоху архитектура была инструментом идеологии. Ведь облик сооружений отражает волю правителей. Самым монументальным объектом в СССР собирались возвести Москве — Дворец Советов со 100-метровой статуей Владимира Ленина. Объект с высотой «по крыше» 415 м обошел бы открытый в 1931 году в Нью-Йорке Эмпайр Стейт Билдинг (381 м).
В группу проектировщиков Дворца Советов вошел и Павел Абросимов. В довоенные годы строители завершили только укладку фундамента. С началом Великой Отечественной работы остановились. Стальные несущие конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей. Уже после смерти Сталина Никита Хрущев назвал проект «бессмысленной гигантоманией».
Рассказывая о Павле Абросимове, автор называет его творцом, а не просто проектировщиком. Архитектура, на взгляд Ильяса Низерли, это — искусство, а не просто умение создавать здания и заполнять ими городское пространство.
В книге «Major art reflections» Ильяс Низерли отразил собственные размышления о важном виде искусства — архитектуре. И чтобы читателю донести, какие направления были актуальны в СССР в первой половине XX века, автор выбрал удачное решение. Он рассказал от выдающемся архитекторе Павле Абросимове и о его работах — зданиях, признанных сегодня памятниками культурного и исторического наследия.