Гоген или нет? Эксперты обсуждают аутентичность картины из Тейт — The Art Newspaper Russia
Картина «Таитяне» из коллекции Тейт, приписываемая Полю Гогену, может оказаться произведением другого художника. Зерно сомнения посеял нью-йоркский некоммерческий фонд «Институт Вильденштейна — Платтнера», исключив работу из недавно выпущенного каталога-резоне. Решение убрать «Таитян» было принято двумя ведущими авторами издания: Ришаром Бреттелем (умер в июле 2020 года) и Сильви Круссар, которые проработали вместе 20 лет.
В институте не раскрывают причин такого вердикта, чтобы «сохранить конфиденциальность» дискуссии. В Тейт же по-прежнему считают картину подлинной, однако представитель музея заявил, что она «в данный момент находится на экспертизе».
По словам Белинды Томсон, приглашенного куратора Тейт, она «удивлена», что работу вдруг исключили из каталога-резоне. «Таитяне» значились в каталоге-резоне Гогена 1964 года.
В Тейт утверждают, что специалисты Института Вильденштейна — Платтнера не связывались с ними перед публикацией нового издания. «Мы признаем, что в последние годы ведется изучение работ Гогена, поэтому направим все силы на исследование и будем непредвзято относиться к любым материалам, которые помогут представить уже знакомые произведения в новом свете», — заявили в британском музее.
«Таитяне» — необычная картина: она частично написана маслом на бумаге, наклеенной на холст. В левой части композиции маслом изображен мальчик на фоне пейзажа с пальмами и горами. Справа — набросок фигур трех женщин, сидящих в хижине или на веранде, их силуэты прорисованы углем. Таитянка в центре композиции отчетливо обведена синим мелом.
Тот факт, что картина не завершена, придает ей особое значение. Если работа подлинная, то может стать ключом к разгадке техники Гогена — начиная с грубого наброска углем и закрепления контуров до работы маслом.
Сюжет «Таитян» немного похож на две другие картины Гогена: «Сиеста» (1892–1894, Метрополитен-музей, Нью-Йорк), где изображены четыре таитянки, лежащие в хижине или на веранде, и «На берегу реки на Мартинике» (1887, Музей ван Гога, Амстердам) со смотрящими друг на друга мальчиком и сидящей женщиной. Эти два полотна могут использоваться как для подтверждения подлинности — на том основании, что фигуры как раз напоминают манеру Гогена, — так и наоборот, подкрепляя мнение, что автор возможной подделки имитировал стиль подлинников.