Иваново: как «русский Манчестер» побывал полигоном экспериментальной архитектуры — The Art Newspaper Russia
Появились в городе и так называемые дома-метафоры, то есть полуфантазийные объекты с некими прообразами: дом-корабль, дом-птица, дом-подкова, дом-пуля. Последняя из метафор, добавим, была не столь уж отвлеченной: здание с очертаниями револьверной пули предназначалось для местного отделения ОГПУ. Этот дом пострадал при пожаре 2008 года и до сих пор не восстановлен, но получить представление об изначальном его облике вполне возможно.
Ну и, разумеется, хватает в Иванове канонического, беспримесного конструктивизма. Назвать хотя бы здание «Ивсельбанка» (1927–1928) по проекту Виктора Веснина, одного из трех братьев-архитекторов, или еще гостиницу «Центральная» (1929–1930) авторства Дмитрия Разова. Да и не забудем про железнодорожный вокзал (1929–1933), спроектированный Владимиром Каверинским. Хотя сооружение это было существенно перестроено в 1950-х, недавняя реставрация с реконструкцией все же вернули ему многие родовые черты.
Суммарно к авангардной архитектуре здесь относятся десятки объектов. Иногда их поиски похожи на квест, особенно если речь о фабричных корпусах: после революции их строили уже не в центре города, а на его окраинах. В промзонах не все достижимо для любознательных туристов, но даже из-за заборов можно углядеть немало любопытного. Скажем, с улицы хорошо просматривается прядильный корпус фабрики имени Дзержинского, возведенный в 1927 году.