Цена искусства в эпоху экзистенциального и политического кризиса — The Art Newspaper Russia
В предыдущие два десятилетия Кунс, как и Дэмиен Хёрст, был одним из самых успешных производителей так называемого рыночного искусства. Эти невероятно дорогие, непритязательные на концептуальном уровне работы, которые создавались в виде безошибочно узнаваемых серий, делались специально для выставок и ярмарок, которые посещали сверхбогатые со всего мира. Учитывая высокий уровень коммерциализации рыночного искусства, самым интересным в нем, как и в NFT, представляющем собой его логическое цифровое развитие, в конечном счете действительно оказывается цена.
Искусство для соцсетей
И это до сих пор так. В июне небольшой выполненный маслом на бумаге «Набросок» (2018) Флоры Юхнович, которая на сегодняшний день является одной из самых востребованных на арт-рынке фигур, ушел на Phillips за £52,92 тыс. ($62,5 тыс.), что в десять раз выше эстимейта. Юхнович входит в постоянно растущее число молодых художников, чьи картины в духе рококо эффектно смотрятся в социальных сетях и на белых стенах галерей и дорогущих домов. У каждого из этих художников есть характерная эстетика, которая вновь и вновь воспроизводится для покупателей (и спекулянтов), ждущих в очереди у представляющих их дилеров.
Подобно шинам автомобиля, нарезающего круги по трассе гонок «Формула-1», эти художники подлежат очень быстрой замене. Арт-рынок, в принципе, очень похож на «Формулу-1»: он постоянно мчится туда, где деньги, полностью игнорируя все, что вокруг. В Майами в этом году прошли первые гонки Гран-при «Формулы-1», в Сеуле — первая ярмарка Frieze.
В то же время огромные регионы нашей неуклонно нагревающейся планеты поразила самая суровая за последние десятилетия засуха, набирает обороты российско-украинский кризис, цены на еду стремительно повышаются, нефтяная промышленность приносит рекордные прибыли, имущественное неравенство продолжает расти. Список крупных проблем, с которыми сталкивается человечество, становится все длиннее.
Художественные институции изо всех сил стараются показывать искусство, говорящее об этих проблемах. Доверив кураторство коллективу из Индонезии, Documenta 15 в Касселе стала одним из немногих мероприятий, которые отвели ведущую роль художникам «глобального Юга» (стран Азии, Африки и Латинской Америки). Лондонская галерея Serpentine запустила программу Back to Earth, попросив более 60 авторов высказаться на тему климатического кризиса.
Так почему же эти насущные вопросы не вызывают интереса со стороны рынка? В конце концов, еще совсем недавно подъем движения Black Lives Matter способствовал установлению новых аукционных рекордов на таких прежде недооцененных художников, как Керри Джеймс Маршалл, Чарльз Уайт, Баркли Хендрикс и Эми Шералд.
«Мрачные заголовки оказывают на людей парализующее воздействие», — объясняет лос-анджелесский арт-консультант Джон Вулф, говоря о том, как средства массовой информации освещают проблемы, связанные с окружающей средой.