В Московском музее современного искусства вглядываются в «Простые формы» — The Art Newspaper Russia
Глобальная цель сменных выставок ММОМА — максимально репрезентативно осветить коллекцию музея. Каждая очередная экспозиция имеет свой ракурс. В этот раз мы решили остановиться на форме очерка, повествующего о сюжетах, связанных с «безобразностью». На выставке представлены работы авторов разных кругов и поколений второй половины XX века и сегодняшнего дня, преимущественно это представители отечественной сцены, но есть и исключения, в частности некоторые образцы графики послевоенной ГДР. Конечно, мы стремились показать и наши новые поступления (среди них, например, вещи Владимира Янкилевского). Множество работ, отобранных для этой экспозиции, хотя и принадлежит авторству известных художников, никогда прежде не показывались в пространстве музея.
Начинается выставка с бормотания, с «полуобразности» детского нарратива, которую мы связываем с искусством 1950-х годов, и с образа исторической памяти и травмы, рассеянной в городском пространстве, к которому затем возвращаемся в самом финале экспозиции. Общее повествование представляет собой цепочку субъективных, ситуативных, порой даже фиктивных построений, которые позволяют разметить и описать некоторые значимые векторы, явления или эпизоды локального художественного процесса. При этом каждый блок (что было изначально принципиально важно), хотя и работает как своего рода кластер для встречи авторов разных поколений, устроен по-разному и посвящен разновеликим сюжетам и темам. Если обозначить только некоторые из них, здесь встречаются мотивы, связанные с восприятием языка и версиями прочтения чистой геометрии, и тема советского монумента, и перестроечная медиально-кинематографическая визуальная пластика, и хорошо знакомая фактура современного офисно-институционального порядка. Наверное, или, точнее, хочется верить, что каждый зритель найдет здесь какие-то свои важные точки. Понятно, что иконокластические тенденции, утрата, разрушение образа, как и образы разрушения как таковые, принадлежат к ряду ключевых вопросов сегодняшнего дня и современной культуры. Это ее база, основание, но это и общее место, то есть что-то настолько тотальное, что уже и не очень существующее. В определенном смысле этот проект дважды о том, чего нет, но рассказывает при этом, конечно, о том, что есть.
Московский музей современного искусства
Простые формы
До 7 августа