Код королевы: о чем рассказывал миру образ Елизаветы II — The Art Newspaper Russia
Гардероб британской королевы Елизаветы II последние 70 лет определяла не мода, а ее собственная концепция одежды. Это разные вещи. Королева относилась к своему костюму как к рабочему инструменту. Он должен был быть комфортным и уместным, но при этом выделяющимся и в едином стиле. С помощью нарядов Елизавета не только общалась с народом — она использовала одежду как стратегическое оружие внутренней и международной политики.
Наряды — это дело серьезное, что прекрасно понимала ее давняя предшественница Елизавета I. Достаточно взглянуть на «Портрет Елизаветы Тюдор с радугой», изображение всевидящей и всеслышащей монархини 1600 года из коллекции Хэтфилд-Хауса, чтобы согласиться с этим: мантия королевы на картине украшена множеством глаз и ушей. Обе королевы Елизаветы, хоть и родились с разницей в четыре столетия, выходили на публику как средневековые рыцари на бой — в доспехах, с гербом и в собственных цветах, то есть со своим «дресс-кодом», издалека узнаваемым на «ристалище». Знаменем Елизаветы II была яркая палитра чистых цветов, а ее геральдическим языком, на котором она общалась с публикой посредством символов, являлись броши и вышитые изображения.
Над имиджем королевы, остававшимся практически неизменным на протяжении десятилетий и ставшим «брендом», столь же узнаваемым, как Coca-Cola, работали многие умы и многие руки. Генри Мартен, вице-ректор Итонского колледжа, был наставником Елизаветы II в изучении истории конституционного права — это был первый шаг в освоении искусства быть монархом. Арсенал ее мягкой силы, передаваемые через одежду визуальные послания, транслировали и усиливали выбранные ею модельеры. Все они были англичанами: Норман Хартнелл, Харди Эмис, Ян Томас и Стюарт Парвин, один за другим. А также ее доверенные костюмеры, в частности Анджела Келли, которая занимала эту должность последние 25 лет. Команда королевы понимала правила ведения боевых действий.
Харди Эмис, офицер разведки в период Второй мировой войны, использовал приемы военного кроя мундиров. Возможно, его костюмы не были новаторскими, но такая задача и не стояла перед модельером, — зато их покрой был эффективен. Эмис рассказывал об особенностях королевских заказов. В техническом задании имелось немало ограничений. Например, размер полей шляпы должен был быть таким, чтобы королеву было видно ее народу. Кромки требовалось утяжелять, чтобы полы одежды не приподнимались в ветреный день (в мастерской даже был специальный вентилятор для тестирования). Платья были предпочтительнее юбок, так как их не требовалось поправлять после выхода из автомобиля. Молнии — лучше пуговиц, потому что так проще менять одежду пять раз за день. А также легко стирающиеся черные или белые хлопчатобумажные перчатки длиной 15 см от Корнелии Джеймс. И среди основных требований — комфорт, ведь заказчица часто проводила на ногах целый день. Анджела Келли, которая по совпадению имела тот же 36-й размер ноги, разнашивала для королевы обувь.