Каким увидели американцы русское искусство почти 100 лет назад — The Art Newspaper Russia
Музей русского импрессионизма продолжает знакомить с неизвестными или малоизученными именами и явлениями в истории русского искусства. Новая выставка-исследование посвящена крупнейшему показу в США русского искусства, состоявшемуся в 1924 году. Идея организовать в Нью-Йорке выставку-продажу работ современных отечественных художников возникла у выдающегося ученого и коллекционера Ивана Трояновского и была поддержана издателем Иваном Сытиным (оба вложили в рискованный проект собственные средства), а также художником Сергеем Виноградовым, который стал председателем выставочного комитета (кстати, его персональная выставка открылась в музее в сентябре 2020 года).
Среди активных организаторов нью-йоркской выставки — Игорь Грабарь и Константин Сомов. Возможно, это единственный и последний пример столь тесного сотрудничества художников, оставшихся в Советской России, и эмигрантов. Хотя выставка была проведена под эгидой Особого комитета по организации заграничных артистических турне и художественных выставок при возглавляемой Ольгой Каменевой Комиссии заграничной помощи при Президиуме ЦИК, тогда это не помешало включить в экспозицию работы русских художников, проживавших во Франции (хотя и вызвало недовольство советских властей).
В экспозицию были включены живопись Абрама Архипова, Аполлинария и Виктора Васнецовых, Игоря Грабаря, Бориса Григорьева, Станислава Жуковского, Алексея Исупова, Петра Кончаловского, Бориса Кустодиева, Василия Поленова, Николая Рериха, Алексея Рылова, Зинаиды Серебряковой, Константина Юона, графика во всевозможных техниках, в том числе работы Константина Сомова, Сергея Чехонина и Анны Остроумовой-Лебедевой, архитектурные проекты Алексея Щусева и Ивана Фомина, скульптура Сергея Коненкова, Анны Голубкиной и других, разнообразные предметы декоративно-прикладного искусства. После завершения показа в Нью-Йорке были сформированы Южная и Северная передвижные выставки; последняя даже добралась до Канады.