Герои без поэмы: художники, о которых опять вспоминают заново — The Art Newspaper Russia
Почему именно эти 37 авторов оказались экспонентами общей выставки, объяснить и просто, и сложно. Часть объяснения, впрочем, содержится в подзаголовке проекта — «Истории московских художников 1920–1940-х годов». В сочетании с названием «За фасадом эпохи» эта короткая формулировка определяет и хронотоп событий, и статус участников выставки. То есть понятно, что подразумеваются прежний идеологический «неформат» и художники, выпавшие из «обоймы». Но вообще-то таких насчитывалось великое множество, поскольку в будущее тогда брали по особым разнарядкам. Одной лишь лояльности было недостаточно — требовались куда более изощренные качества. До почетных званий и щедрых госзаказов дослуживались избранные, а вот попасть в немилость или просто остаться на обочине мог фактически любой — по самым разным причинам.
В «Галеев-галерее» сейчас собраны художники, о которых почти сразу понятно, чем конкретно они пришлись не ко двору. Это видно прежде всего по работам, живописным и графическим, по их сюжетам, пластике, манере. Хотя у каждого автора имелись, конечно, еще и биографические обстоятельства, не способствовавшие официальной карьере. Те самые «истории» из заглавия выставки рассказаны в экспликациях, и буквально во всех случаях коллизии драматичны. Иногда дело доходило до прямых репрессий (в списке авторов — целый ряд осужденных по политическим статьям, а Роман Семашкевич, участник легендарной группы «13», и вовсе расстрелян в 1937-м). Но даже и те, кого тюремная участь обошла стороной, вряд ли могли бы назвать себя вольными людьми и свободными художниками. Почти все были вынуждены работать «в стол», то есть «для себя», а на хлеб зарабатывали чем придется. Например, Антонина Софронова, еще одна участница группы «13», на протяжении двух десятилетий трудилась ретушером в издательстве «Медгиз».