Чувашские художники в поисках корней — The Art Newspaper Russia
Сергей Потеряев — из Екатеринбурга, но бывал в чувашских деревнях, где помнят обычаи предков, в частности «кереметь» (этим словом называют и жертвоприношение, и священную рощу или божество). Его проект состоит из «забора» стилизованных идолов, сквозь который можно разглядеть фотографии ежедневной и праздничной жизни деревни. Эдуард Кулемин, художник из Смоленска, в качестве образа использовал горшок-корчагу Х века, найденный в 1949 году в кургане Гнёздово, воплощающий взаимопроникновение культур, так как именно через Гнёздово пролегал путь «из варяг в греки». «Корчага всякого» — это три панно с путаницей из орнаментов и знаков разных евразийских народов, которые проступают один за другим, если их внимательно разглядывать.
Серия черно-белых фотографий «Вестники и обещания» сделана Алексеем Павловым в Норильске, и в ней тоже слои смыслов проступают не сразу. Голуби в заброшенном здании, расплодившиеся в Норильске из-за глобального потепления, бумажные птицы, сделанные из старых медицинских карточек, приводят к шаману в костюме птицы и крылатым божествам северных народов.