Елизавета Фокина: «Царицыно — нечто большее, чем стены» — The Art Newspaper Russia
Скажите, почему опера?
Царицыно — живое напоминание о блистательной эпохе Екатерины II, которая оперу любила и сама написала пять либретто. Резиденцию в Царицыне императрица строила для летних развлечений, так что идея появления здесь музыкального театра витала в воздухе. Название мы позаимствовали у Николая Евреинова (1879–1953, русский и французский режиссер, теоретик и историк искусства. — TANR), который объяснял словом «театрократия» всепроникающую власть театра в XVIII веке, театрализацию реальной жизни, когда любое событие, особенно касавшееся императрицы и ее окружения, превращалось в сценический ритуал.
Но опера — это движение, звук, свет, инженерия, а музей — тишина, храм. Как вы подружите эти две сущности?
Мы постоянно ищем новые форматы, и вот «Tеатрократия» — это выставка-фестиваль, для которой мы инициировали создание двух оперных спектаклей; они впоследствии станут экспонатами музея. Первая премьера — VR-спектакль, копродукция с Большим театром при участии дирижера Филиппа Чижевского и ансамбля Questa Musica. Он создан режиссером-документалистом Михаилом Патласовым, в главной роли — Ингеборга Дапкунайте. Это современная постановка, где впервые за два с половиной столетия прозвучит редчайшая музыка XVIII века. Вторая премьера — копродукция «Царицыно» с театром «Трикстер», лауреатом «Золотой маски». Это опера «Китаянки» Кристофа Виллибальда Глюка, очень редко сегодня исполняемая. Причем кукольная опера, ноу-хау «Трикстера». Куклы для спектакля специально печатаются на 3D-принтере. Покажем мы и уже знаменитый спектакль «Трикстера» «Дидона и Эней». Екатерина II любила эту оперу, ассоциировала себя с греческой царицей Дидоной, легендарной основательницей Карфагена.