Как королева Елизавета II управляла величайшей мировой коллекцией искусства — The Art Newspaper Russia
Королевская коллекция имеет необычный статус. Как объясняет ее пресс-секретарь, «королева хранила коллекцию в доверительном управлении как суверен для своих преемников и нации. Это собрание не принадлежит ей как частному лицу». Мы не имеем ни малейшего представления о том, что сама королева на самом деле думала и предпочитала ли она Франца Винтерхальтера, любимого художника королевы Виктории, Энди Уорхолу. Протокол требует, чтобы журналисты никогда не задавали монарху вопросов, и она мало что рассказывала.
Говорить о своих личных вкусах означало бы ослабить свой моральный авторитет.
Юная принцесса Елизавета не ходила в школу, она обучалась дома. Как сообщает королевский сайт, среди предметов были «искусство и музыка». Она выросла среди величайших в мире художественных сокровищ. Но в молодости, окруженный таким богатством, человек либо очаровывается, либо пресыщается.
Создание Королевской галереи
Когда Елизавета взошла на престол, хранителем картинной галереи королевы был не кто иной, как Энтони Блант, специалист по творчеству Николя Пуссена, профессор Лондонского университета и агент советской разведки, о чем стало известно спустя шесть лет после его выхода на пенсию в 1973 году. Преемниками Бланта на посту хранителя были Оливер Миллар (1972–1988), Кристофер Ллойд (1988–2005) и Десмонд Шоу-Тейлор (2005–2020). Хотя королева принимала формальные решения (в том числе по всем приобретениям и запросам на выдачу в другие музеи), ныне Королевской коллекцией руководит директор, в настоящее время это Тим Нокс, занимающий этот пост с 2018 года.
Энтони Блант был также причастен к созданию Королевской галереи, которая была построена рядом с Букингемским дворцом на месте часовни, разбомбленной люфтваффе в 1940 году. С момента открытия в 1962 году здесь были показаны 82 выставки, основанные на произведениях искусства из Королевской коллекции, до 26 февраля 2023 года открыта экспозиция «Япония: двор и культура».
Но самое большое изменение произошло после катастрофического пожара в Виндзорском замке в 1992 году. До этого коллекция находилась в непосредственном ведении монаршей семьи, но в 1993 году был учрежден благотворительный фонд (траст), ответственный за заботу о произведениях искусства и их показ. Финансируется он за счет доходов, полученных от открытия королевских резиденций для посетителей. Тогда Букингемский дворец стал доступен для посещения летом, во время отсутствия королевы, что обеспечило новый важный источник дохода.