Оружие с отделкой из перламутра
Приклад ружья с кремневым замком французско-голландского типа, около 1650 г. Мастер Йохан Эберхард Зоммер. Ложа из цельного ореха с прикладом в раннем французском стиле. На правой стороне вырезана сцена, охватывающая всю поверхность приклада: всадник в старинных доспехах, а на переднем плане сидящий на земле бородатый воин, поддерживаемый двумя воинами, и перед ним молодой человек, держащий поводья лошади. Вдоль нижнего края вырезан латинский текст: «Сципион, которому богатая Африка дала великое имя, уже мальчиком защищает отца, сражающегося на берегах Требии, от опасности». Крайняя правая подпись: «Иохан ЭберХарт // Сомер». С противоположной стороны поверхность приклада украшена инкрустацией из серебряной проволоки с листьями и цветами из гравированных перламутровых пластин. Среди цветов 17 птиц разных видов, в том числе сова и пять павлинов, в центре один со сложенным хвостом. Вес 2520 г. Габаритные размеры: общая длина 1555 мм; длина ствола 1162 мм. Ливрусткаммарен или Королевская сокровищница — музей в Королевском дворце Стокгольма, Швеция
«Из всклоченных волос одного из голышей он вытащил гребень тонкой ручной работы, инкрустированный перламутром.»
«Свои длинные черные военные лодки, остроносые, резные и инкрустированные перламутром, они втащили на берег у плантации Мериндж.»
«Джерри-островитянин» Дж. Лондон
Рассказы об оружии. В детстве мне очень нравилась книга Джека Лондона «Джерри-островитянин». Там были волнующие мою детскую душу приключения людей и животных и очень красивые описания – в частности, туземных пирог и томагавков, инкрустированных перламутром. Причём то, что это очень красиво, я хорошо знал, так как у нас в доме была китайская лаковая шкатулка, отделанная слоновой костью и перламутром. Вот и пироги соломоновых островов я предполагал похожими на эту шкатулку – такими же чёрными, лаковыми, и с яркими бликующими на солнце вставками из перламутра. Позднее я узнал, что это было не совсем так, но любовь к перламутру осталась навсегда. При первой же возможности купил себе вьетнамской работы шахматы с перламутровыми резными полями, а потом ещё и узнал, что перламутром отделывалось также огнестрельное оружие – и ружья, и пистолеты, причём пистолеты с рукоятками, отделанными перламутром, не перевелись даже и сегодня. Ну а о том, каким оно было – оружие с отделкой из перламутра, сегодня и пойдёт наш рассказ.
Приклад этого же ружья с противоположной стороны, украшенной резьбой по дереву. Ливрусткаммарен или Королевская сокровищница — музей в Королевском дворце Стокгольма, Швеция
Греки и римляне знали перламутр, но использовали редко. Хотя есть исторические записи, свидетельствующие, что именно перламутром были украшены стены дворца императора Нерона. А вот в странах Азии это был широко распространённый материал. И вот как раз с Востока перламутр постепенно пришёл и на Запад. Им стали украшать предметы домашнего обихода, различные украшения. В Средние века из перламутровых раковин, оправленных в золото и серебро, делали кубки для знати, а в XVII веке в Палестине инкрустированные перламутром иконы продавались паломникам, а те их охотно покупали. К тому же оказалось, что если с доставкой слоновой кости бывают проблемы, то с перламутром их попросту не может быть, потому что обыкновенные раковины перловицы встречаются в Европе повсеместно, и в них тоже есть перламутр.
Некоторые мастера умудрялись делать из перламутра даже рукоятки шпаг! Дело в том, что боевая рапира XVII в. примерно к 1700 году превратилась в более лёгкое и утончённое оружие, известное как шпага. Шпаги, часто богато украшенные, оставались неотъемлемой частью гардероба джентльмена до тех пор, пока ношение шпаг в гражданских условиях не вышло из моды в конце XVIII века, когда пистолеты заменили шпаги в качестве оружия, наиболее часто используемого на дуэлях. Большинство рукоятей таких шпаг были сделаны из серебра или стали, но в ряде случаев использовался широкий спектр роскошных материалов, таких как золото, фарфор и эмаль. В результате получалось вот такое элегантное оружие, которое также можно было носить как произведение искусства. Размеры: длина 97,8 см; ширина гарды 10,2 см; ширина клинка 7 см. Вес 374,2 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
При этом многие мастера ставили перламутр выше слоновой кости, так как работать с ним было труднее, требовалось больше мастерства и терпения, а вот декоративный эффект был даже выше, поскольку перламутр блестел и переливался на солнце. Ну и понятно, что уже в XVI веке и позднее им тут же начали украшать охотничье оружие.
В достаточной степени «бюджетный» мушкет с фитильным замком, изготовленный в Нидерландах в 1600-1650 гг. Размеры: общая длина 158,3 см; ствол 118 см. Вес 6,4 кг. Приклад инкрустирован коровьим рогом и круглыми и овальными кусочками перламутра, причём на более крупных кусках выгравирована листва, изображены охотники пешком и верхом и львы; остальная часть дерева кое-где украшена латунными декоративными ручками в форме листьев. Рейксмюсеум — художественный музей в Амстердаме (Нидерланды)
Ещё один фитильный мушкет с прикладом и ложей, украшенными вставками из перламутра. Изготовлен в Нидерландах в 1600-1625 гг. Общая длина 159,6 см, длина ствола 122 см. Калибр 18,9 мм. Вес 5,2 кг. Рейксмюсеум — художественный музей в Амстердаме (Нидерланды)
Впоследствии отношение к украшению оружия изменилось. Богато украшенные образцы стали редкостью, но использование перламутра в практике оружейного дела, несмотря ни на что, продолжилось и в XIX веке.
Прежде всего, из перламутра стали делать накладные пластинки на рукоятки пистолетов и револьверов. Для этого использовался достаточно толстый перламутр от больших морских раковин, обладавший и прочностью, и очень приятным цветом, и блеском. Внешне этот материал практически ничем не отличался от жемчуга. А жемчуг был в моде всегда!
Причём не было практически ни одной системы того или другого пистолета или револьвера, в которой хотя бы одна модель, да выпускалась с перламутровой рукояткой. Собственно, имела место своего рода конкуренция материалов, которые нравились потенциальным покупателям. Для одних пистолеты и револьверы оснащались рукоятками из слоновой кости (и такая отделка считалась «мужской»), для других – из перламутра – столь же традиционно воспринимавшимися в качестве элемента оружия для дам!
Вот, например, классический однозарядный дерринджер T. Дж. Стаффорда, с заводской гравировкой и посеребрённый, выпускался с перламутровыми рукоятками и с оригинальной замшевой кобурой. Калибр .22S Short. Фото littlegun.be
Как известно, первые револьверы Кольт начал производить на заводе в Петерсоне, штат Нью-Джерси (1836-1842 гг.), а с 1847 года наладил производство уже на более крупном заводе в Хартфорде, штат Коннектикут. Причём в специальной мастерской на фабрике в Хартфорде работали высококвалифицированные мастера, многие из которых были немцами, которые выпускали подарочные модели его револьверов. Их орнаментальные мотивы, до сих пор популярные в американском оружейном деле, основаны на изящных завитках. Фигуры животных и людей, а также аллегорические изображения были добавлены к цветочным гирляндам, иногда украшенным золотой и серебряной инкрустацией, особенно на роскошном огнестрельном оружии, сделанном для выставок и демонстрации или в качестве личных подарков от Кольта видным лицам, включая нескольких глав государств.
На фото его первый револьвер «Кольт-Петерсон», уже выпускавшийся в том числе и с ручкой, имевшей накладки из перламутра. Размеры: длина 35,56 см; длина ствола 22,86 см. Калибр 0,40 дюйма (10 мм). Произведён ок. 1840 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Фирма «Смит и Вессон», первой наладившая выпуск в США патронных револьверов, решила также не отставать и выпустила очередной револьвер с перламутровой рукояткой.
«Смит и Вессон» 1-я модель 3-го выпуска с перламутровыми накладками на рукоятку. Выпускался с 1868 по 1881 год. Фото littlegun.be
В музее Метрополитен есть револьвер 1869 г., который принадлежит уже к эксклюзивной группе револьверов Смита и Вессона с многочисленными гравированными и золотыми украшениями, выпускавшихся для показа на международных выставках и в качестве подарков главам государств, знаменитостям и важным должностным лицам компании в конце 1860-1870-х годах. Смит и Вессон подарили один такой револьвер президенту Улиссу С. Гранту (1822–1885) в 1870 году (сейчас находится в Музее американского Запада Отри, Лос-Анджелес, Калифорния), и вполне вероятно, что револьвер, украшенный почти таким же образом и тем же гравером годом ранее из музея Метрополитен, стал основой для его оформления.
Декорирование револьвера было выполнено немецко-американским гравером Гюставом Янгом (1827–1895), который эмигрировал в Соединенные Штаты в 1853 году и гравировал для Кольта с 1853-1858 годов, а затем долго сотрудничал со Смитом и Вессоном. Этот револьвер свидетельствует о центральной роли иммигрантов из Европы в формировании декоративных традиций американского огнестрельного оружия начиная с 1850-х годов. Как и другое американское огнестрельное оружие той эпохи, украшенное граверами-иммигрантами, прошедшими обучение в Германии, его гравировка перекликается с современными тенденциями в западноевропейском декорировании огнестрельного оружия и основана на рисунках, опубликованных в немецких и бельгийских сборниках образцов огнестрельного оружия в 1840-1850-е гг.
Перламутровую рукоятку получил и знаменитый «Кольт-Миротворец» 1873 г. Фото littlegun.be
Когда началась эпоха пистолетов, перламутровая отделка рукояток появилась даже на таких «никудышных» моделях, как «Чарола и Анитуа». Фото forgottenweapons
Ещё один пистолет очень оригинальной конструкции, причём не автоматический, а с механическим приводом – микропистолет Огюста Франкотта. Фото littlegun.be
Позднее перламутр прочно занял свою товарную нишу: с перламутровыми «щёчками» начали массово выпускать малогабаритные «дамские пистолеты» и, напротив, подарочные варианты всё того же «Кольта-1911 г.».
Например, большим спросом на оружейном рынке прошлого века пользовался пистолет Браунинга модели 1906 г., доработанный после его смерти его учеником Дьедонне Сайве. Из-за особенностей соглашения между фирмами FN и «Кольт» таких пистолетов на рынке оказалось сразу два, несколько различающихся конструктивно и внешне. Из-за своих крошечных размеров они стали типичными дамскими пистолетами. Причём изначально выпускались модели с гравировкой и никелированием, а также с перламутровыми рукоятками.