Арт-директор FIAC рассказала, как ярмарка захватит город — The Art Newspaper Russia
Возвращаясь к FIAC — каков состав участников в этом году? Как и по какому принципу вы их отбираете?
В этом году приедут 186 галерей из 27 стран. FIAC меньше, чем Art Basel, но мы стараемся отбирать самые представительные произведения с начала XX века до наших дней. Мы международная ярмарка: французские галереи составляют всего 28% участников, остальные — иностранцы. Я рада участию важных галеристов Blum & Poe из Лос-Анджелеса, Galeria Fortes Vilaça из Сан-Паулу, Grey Noise из Дубая. Основные критерии отбора — это история галереи, список художников, которых она представляет, качество выставочных проектов и профессиональная репутация. Отборочный комитет, куда входят уважаемые галеристы с мировым именем, работает за закрытыми дверями, и вся информация о переговорах конфиденциальна.
Галерей из России по‑прежнему нет?
Нет, и мне очень жаль. Я прекрасно помню времена, когда на FIAC приезжали и Марат Гельман, и «Айдан», и галерея XL. Их стенды всегда пользовались успехом. Они делали невероятную работу для России и для всего мира. Печально, что они не участвуют. Но на FIAC много гостей и клиентов из России, и это хорошо.
Сколько стоит участие?
Базовая цена — €574 за 1 кв. м, дальше все зависит от расположения стенда (за центральное место придется заплатить дороже).
Как распределяются силы между жанрами? Приоритет у живописи?
На FIAC представлены все виды и жанры искусства. Современные художники сегодня не делают разницы между носителями, поэтому, кроме живописи, есть фото, рисунок, видео, скульптура, инсталляция и даже отдельная программа танцевальных перформансов.
Произведений на политические темы с каждым годом становится все меньше? Современный арт-рынок не жалует политику?
Я не согласна. Конечно, по сравнению с 1980-ми, с искусством Барбары Крюгер или Дженни Хольцер, напор уже не тот, но я вас уверяю, что на FIAC есть произведения с очень сильным политическим высказыванием. Например, в саду Тюильри можно будет увидеть немецкого художника Томаса Килппера. Его проект Маяк на Лампедузе посвящен проблеме беженцев, которые тысячами гибнут при попытке перебраться с африканского континента в Европу. Из их лодок, не доплывших до берега, он выстраивает свои произведения.
Были ли иностранные галереи, которые отказались приезжать из-за терактов?
К счастью, нет. Теракты во Франции ужасны, и я понимаю, что может возникнуть страх. Но мы не единственные, кто столкнулся с этой проблемой. Сейчас, как никогда, важно показывать и доказывать свою любовь к жизни. Поэтому мы хотим сделать сильную ярмарку, которая запомнится надолго. Террористы выбирают своей мишенью общественные места и хотят вселить в нас страх. У нас же другая стратегия: мы просим их у города для искусства, и оно в итоге победит.
Ярмарка молодых галерей Officielle в рамках FIAC просуществовала всего два года. Почему вы ее закрыли?
Она проходила в центре Docks у Аустерлицкого вокзала, и многие считали, что это далеко от Гран-пале. Кроме того, в прошлом году создана новая ярмарка Paris Internationale. У нее отличное месторасположение — старинный частный отель на авеню д’Иена и сильный состав участников.