Парижская Неделя высокой моды впервые прошла онлайн
Первая декада июля – время Недели высокой моды в Париже. В течение пяти дней дизайнеры (действительные или приглашенные члены Федерации высокой моды Франции) представляют публике новые коллекции. Параллельно проходят презентации коллекций высокого ювелирного искусства.
В этом году и то и другое впервые практически полностью переехало в онлайн. Из крупных дизайнеров лишь Оливье Рустен (креативный директор Balmain) устроил нечто похожее на настоящий показ. За день до формального старта Недели высокой моды он собрал моделей на барже посреди Сены. Правда, зрители могли увидеть шоу только с набережной или в TikTok. В конце июля полноценное шоу с гостями обещала устроить Valentino. Остальные же марки либо пропускают текущую неделю, либо показали публике видео по мотивам новых коллекций. Этот формат продиктован не только соображениями безопасности и все еще действующим запретом на массовые мероприятия, но и тем, что многие дизайнеры попросту не успели сделать полноценные коллекции.
Фрагмент работы ателье Chanel
Представленные ролики (большинство из них длятся по 5–7 мин, хотя есть как более продолжительные, так и совсем короткие) условно можно разделить на три категории. Первая – микс из эскизов будущей коллекции, перемежающийся словами важности оставаться командой и поддерживать друг друга, особенно в тяжелые времена коронавируса. Вторая – нарезка из крупных планов работы ателье и деталей отделки нарядов. И, наконец, самая интересная – попытка снять самостоятельное кино, пусть и короткое.
Креативный директор Dior Мария Грация Кьюри придумала 14-минутную фантасмагорию: наряды показывают не только на моделях, но и на мини-манекенах. В ателье дома отшили 37 образов, но не в реальных размерах, а для небольших кукол, и в финале фильма крохотные наряды загружают в грузовики и позже развезут реальным клиентам марки. Этот сюжет – отличная метафора всего процесса создания нарядов высокой моды: когда из штучного кропотливого труда и внимания к деталям рождается нечто грандиозное.
Как всегда, яркую и запоминающуюся коллекцию придумали Виктор Хорстинг и Рольф Снерен (Viktor & Rolf). В пятиминутном ролике закадровый голос рассказывает о нескольких нарядах – все они вдохновлены изменениями, которые в нашу жизнь привнесли пандемия COVID-19 и карантин. Вот платье с эмоджи и смайлами, передающими эмоции от радости до гнева – обратите внимание, как переменчиво наше настроение в такой стрессовой ситуации, как сейчас. Вот наряд, сшитый из ткани, напоминающей стеганое одеяло, – конечно, мы же все сейчас сидим по домам, есть ли разница между домашней и выходной одеждой. Вот звезда коллекции – красное платье-накидка с объемными деталями, напоминающее коронавирус. «В этом платье вам будет так просто соблюдать социальную дистанцию».
Chanel стала одной из немногих марок, сумевших создать почти полноценную коллекцию – 30 образов. Хотя, безусловно, это намного меньше, чем бывает обычно. При подготовке креативный директор коллекций моды Виржини Виар вспоминала о 1980-х и вечеринках Карла Лагерфельда. Поэтому фильм напоминает музыкальный клип – бликующие кадры сменяют друг друга под рейв-музыку.
Отличный ролик сняла единственная российская участница недели дизайнер Ульяна Сергеенко. За шесть с половиной минут она успевает показать работу ателье, панораму поселка Крестцы (родину крестецкой строчки и крестецкого кружева, которые используются для отделки вещей Ulyana Sergeenko), карантинные примерки. Сам показ снят тоже довольно эффектно и небанально – модели отражаются во множестве зеркал.
Недели высокой моды в Париже проходят дважды в год, в январе и июле, круг покупателей – наряды стоят от $10 000 до $150 000 – максимум несколько сотен человек; платья с дефиле в продажу не поступают. Модных тенденций, как их понимают торговцы готовым платьем, шоу высокой моды не формируют и не отражают. Для продаж красивые и дорогостоящие дефиле не слишком необходимы.
Маркам, клиентам и зрителям они нужны для другого. Во-первых, чтобы одним продемонстрировать, а другим понять максимум, на который способна модная индустрия, и в мастерстве, и в идеях. А во-вторых, чтобы уловить вектор развития моды: в таком концентрированном сегменте, как высокая мода, любые движения заметны сильнее, чем на колоссальном рынке готового платья.
Поэтому первой виртуальной недели моды очень ждали – чтобы наконец увидеть в реальности, насколько жизнеспособен отказ от живых шоу в пользу онлайн-презентаций, видеопоказов и прочих удаленных форматов. Идея того, что время недель моды прошло, а живые шоу со множеством гостей – атавизм, бессмысленный и дорогостоящий, стала настойчиво звучать около пяти лет назад. С тех пор в профильной прессе ведется дискуссия об отмене недель моды, точнее, замене их другими форматами – как правило, удаленными. У этой идеи есть как сторонники (например, многие относительно некрупные марки заменяли участие в неделях моды съемкой каталогов текущих коллекций, а из гигантов о намерении отказаться от недель моды в пользу самостоятельных мероприятий объявляла Gucci), так и противники (президент дивизиона «Мода» Chanel Бруно Павловски в интервью «Ведомостям» вполне определенно говорил, что отказываться от большой объединяющей площадки очень опасно для индустрии).
И вот первая виртуальная неделя завершилась. (Хотя и неделей-то назвать случившееся можно с большой натяжкой – показы отснятого материала уложили в три дня.) Конечно, делать глобальные выводы после первой попытки рано. Тем более что очевидно: большинство марок вряд ли выступили в полную силу – вполне возможно, что, не будь они скованы ограничениями изоляции, фильмы получились бы ярче и информативнее. Пока же затею с видео вместо шоу можно сравнить с доставкой еды. Для пиццы и суши – приемлемо, для ресторана высокой кухни – годится только как временная и вынужденная мера. Есть процессы, которые и правда не много теряют от переноса в онлайн. Например, просто продемонстрировать коллекцию можно и без показа – какая разница, будут ли модели выходить друг за другом по подиуму или на экране телефона? Но если речь заходит о показе как о театральном представлении, где важно все – декорации, музыка, помещение, в котором проходит шоу, запахи и т. д., – то очевидно, что их видеофильм совершенно не заменяет. Замечательно, что неделя вообще состоялась. Но поиск новых форм высказывания только начинается.