В Москву вернулся первый художник-политэмигрант
От туалета до школы
Авдей Тер-Оганьян приехал в Москву в 1988 г. из Ростова-на-Дону, где изучал живопись, педагогику и театральное дело в училище им. Грекова, откуда его дважды изгоняли «за авангардизм». В Москве он немедленно начал с учреждения новых форм и институций. Его первая галерея возникла в кооперативном туалете «Прогресс». Она представила посетителям «провинциальный авангард» и закрылась. Авдей с друзьями перенес в Москву коллективные начинания ростовцев «Жупел» и «Искусство или смерть», торговал на Арбате картинами и «коммерческими перформансами». Позже появились галерея «Вперед!» и передвижной музей, коллекция которого вынуждена была помещаться в машине. Веселый драйв выставки «За культурный отдых» на Каширке (1990) помнится и сейчас. Искусство – дело веселое.
1991 г. – начало галереи в Трехпрудном. Два года каждый четверг туда стекалась вся художественная тусовка Москвы. Там рождалось наше современное искусство. 96 выставок-жестов. Художественным событием становилась свадьба, писсуар Дюшана проверялся на прочность множественными фонтанами, процветало «Общество по борьбе с обществом трезвости», давным-давно учрежденное Авдеем. Его знаменитая Школа авангардизма существовала несколько лет (1995–1998) и была очень популярна среди молодых художников. Из этой школы вышло общество «Радек», просуществовавшее до 2008 г., а из «Радека», в свою очередь, вышло много работающих сегодня художников, определяющих лицо столичной сцены.