Символист Александр Зильверхоф и другие вымышленные художники — The Art Newspaper Russia
Настоящим автором более сотни работ, представленных на выставке «The Moon Pool. Архив» в Новой Третьяковке, — а это и картины, и панно, и майолика, и театральные макеты, и письма, — является современный художник Николай Кошелев. Он невероятно убедительно и искусно воспроизвел (при помощи куратора Софии Ковалевой и архитектора Ксении Лукьяновой) знаковые моменты эстетики символизма, очевидно созвучные его собственным творческим поискам, исполнив их от лица своей фантазии — художника Александра Зильверхофа. Насмотренный зритель увидит тут отсылки и к Михаилу Врубелю с его майоликами, и к девушкам-видениям Виктора Борисова-Мусатова, и к радужной палитре Мориса Дени. Но еще больше история неудавшейся постановки балета «Лунное озеро» в антрепризе Сергея Дягилева, главного произведения придуманного Александра Зильверхофа, любовно пародирует сам жанр такого рода музейных ретроспектив (достаточно заглянуть на соседнюю выставку Роберта Фалька) с их обязательными атрибутами: витриной с архивными документами, особым стилем экспликаций, объясняющих замысел художника, ударным экспонатом — в нашем случае это огромный живописный задник для спектакля, — традиционным подиумом для скульптур и прочим. Государственная Третьяковская галерея, осуществившая этот проект вместе с московской галереей «Триумф», описывает его как «выставку-инсталляцию», предлагая воспринимать ее в совокупности всех элементов и напоминая, что в русском искусстве начиная с концептуалистов существует целая традиция такого рода художественных проектов-мистификаций. Кто такой Александр Зильверхоф и его коллеги-фантазии, читайте в нашей подборке.
Александр Зильверхоф. Символист-неудачник
Настоящий автор: Николай Кошелев
Александр Зильверхоф (1876–1906(?)) родился в Германии в семье российских эмигрантов. Окончил Геттингенский университет. В 1901 году с большим успехом проходит его выставка в венском Сецессионе. В 1903 году он приехал в Россию и подружился с Константином Сомовым. Зильверхоф сочиняет либретто балета «Лунное озеро», вдохновленного идеями и биографией немецкого драматурга Генриха фон Клейста. Речь идет о девушке, которая в лунную ночь на берегу пруда общается с видениями и превращается в одно из них. Балет хочет поставить Сергей Дягилев. Но Александр Зильверхоф, сделав множество эскизов, не закончил работу. Он сел в поезд до Берлина и исчез. Друзья уверены, что он совершил самоубийство.
Группа «Танатос Банионис». Камикадзе-татуировщики
Настоящий автор: неизвестен
Группа «Танатос Банионис» зародилась в 2008 году в недрах галереи «Триумф», где прошла ее выставка «Божественный ветер». Фотографии и видео девушек-добровольцев, чьи спины послужили холстами для сложных татуировок, посвященных японским камикадзе, вызвали неоднозначную реакцию арт-сообщества и напомнили о подобных тату на спинах свиней и людей бельгийца Вима Дельвуа. Происхождение своего псевдонима анонимные члены группы в одном из интервью объясняли так: «Мы любим Донатаса Баниониса в „Солярисе“ и, конечно, в “Мертвом сезоне“. Мы считаем его одним из главных лиц советского кинематографа. Абсолютно грандиозный актер! Ну и игра букв „Танатос“ — „Донатас“».
Братья Шамановы. Русские иностранцы
Настоящие авторы: Джейк и Динос Чепмены
Если верить журналу «Артхроника», которому братья Шамановы дали интервью в 2009 году, они оба родились 12 апреля 1961 года. Одного назвали Юрием в честь Гагарина, другого — Константином в честь Циолковского. Братья рассказывали, что мечтали стать космонавтами, а их отец работал в серьезной организации, и его должны были отправить в командировку на Кубу. Также братья Шамановы хвастали знакомством с Романом Абрамовичем, с которым якобы вместе служили в армии, и делали картинки в духе русского авангарда. Их работы можно было видеть в лондонской галерее Илоны Орел.
P.S. Братьев Шамановых не надо путать с реально существующим художником Кириллом Шамановым.
В своей настоящей ипостаси Джейк и Динос Чепмены, звезды британского искусства, выставлялись в Эрмитаже в 2012 году с выставкой «Конец веселья».
Апеллес Зяблов. Абстракционист XVIII века
Настоящие авторы: Виталий Комар и Александр Меламид
Взяв за основу биографию реально существовавшего ученика Федора Рокотова, крепостного художника Андрея Зяблова (ум. 1783), изобретатели соц-арта придумали в 1982 году нового героя — первооткрывателя абстрактной живописи Апеллеса Зяблова. В статье, пародирующей искусствоведческие изыскания, они рассказали о русском гении беспредметной живописи, создавшем портреты «Их Величество Ничего» в двух вариантах, датирующихся 1735 и 1741 годами. И значит, оказавшемся первым в мире абстракционистом. Судьба этого героя была печальна: он повесился, когда его в наказание за вольнодумство отправили рисовать гипсы в класс Академии художеств («…вышеозначенного Апеллеса, при исправном кормлении, на казенное содержание взять, для неотлучного в классе гипсов упражнения, под надзирание особливо приставленного над ним экзекутора подполковника Рыкова»).
Шарль (Шолом) Розенталь. Мечтательный авангардист
Настоящий автор: Илья Кабаков
Шолом Розенталь родился в 1898 году в Херсоне. Он был восьмым ребенком в бедной еврейской семье. Когда он подрос, его отправили к состоятельным родственникам в Санкт-Петербург. Розенталь поступил в Училище барона Штиглица, а в 1918-м поехал в Витебск учиться у Шагала, а затем у Малевича. В 1922 году уехал в Париж, где сменил имя на Шарль Розенталь. В апреле 1933 года на Монмартре художника сбил автомобиль. В этом же году в Германии пришел к власти Гитлер. И в этом же году родился Илья Кабаков, придумавший собирательный образ авангардиста Розенталя и сделавший «за него» больше семи десятков работ. Среди них самой знаменитой стали «Крылья» — крылья из настоящих перьев, посаженные на кожаный бандаж, в духе летательного аппарата «Летатлин», изобретенного Владимиром Татлиным. Работы Розенталя можно было видеть в 2008 году на выставке «Альтернативная история искусства» Ильи и Эмилии Кабаковых, открывшей деятельность Музея современного искусства «Гараж».
Карандаш. Магический реалист
Настоящие авторы: художник Юрий Семенов и писатель Юрий Дружков (Постников)
Герой популярнейшего советского журнала для детей «Веселые картинки», художник по имени Карандаш появился на свет в оттепельном 1956 году. Олицетворявший советскую творческую интеллигенцию персонаж носил берет, свободную блузу, но главное — вместо носа у него был остро заточенный карандаш. Вместе с другом Самоделкиным (аватар технической интеллигенции) они пережили массу приключений. Что касается творчества, то Карандаш был воплощением предельного реализма: все, что бы он ни нарисовал, немедленно оживало.
Образ творческого веселого человечка Карандаша вдохновил многих современных художников. Так, Карандаш стал персонажем и альтер эго художника Юрия Альберта, переместившего детского героя в область взрослого творчества.
Николай Борисов. Маниакальный фотограф-изобретатель
Настоящий автор: Игорь Макаревич
У Николая Ивановича Борисова, пожилого бухгалтера на советской мебельной фабрике, была вторая, тайная жизнь. Об этом свидетельствуют его многостраничные дневники, по легенде, «найденные» художником Игорем Макаревичем в конце 1990-х годов. Борисов испытывал эротическую страсть ко всему деревянному, по-научному его любовь называется «лигномания», и мечтал превратиться в дерево. Для этого он изобретал всяческие машины, позволяющие, например, замедлять дыхание. Помимо прочего, он был фотографом-любителем, создавшим множество фотографий в духе Джоэля-Питера Уиткина, не подозревая о его существовании. Произведения этого героя, происходящего от всем известного Буратино, можно видеть на выставке Елены Елагиной и Игоря Макаревича «Обратный отсчет» в Музее современного искусства на Гоголевском (до 21 марта).