Объявлены лауреаты IX Премии The Art Newspaper Russia — The Art Newspaper Russia
Для меня очень важна наша идея устремленности в будущее, стремление вести диалог с будущим, для будущего и о будущем. Даже если мы делаем ретроспективные проекты, которые, казалось бы, о прошлом, мы ищем в них новые смыслы, которые важны для настоящего и составляют своеобразный диалог с будущим. Поэтому мы отмечаем, что в 2020 году у нас была большая молодежная аудитория, которая остается для нас очень важной как самая открытая к диалогу.
У всех наших проектов — а они достаточно большие, — есть определенная инерция. Те, что наша аудитория увидела в 2020 году, мы начали еще в 2017–2018-м. Все они многосоставные и сложные, с большим количеством участников. Такие проекты со временем начинают сами нас подталкивать, так что остановить их просто невозможно. И эта внутренняя инерция проектов помогала нам преодолевать все сложности, возникшие в прошлом году. Сейчас мы обсуждаем проекты, которые должны состояться через год и через два-три. И они тоже толкают нас в будущее. Когда ты уже приложил какие-то усилия, когда вовлекаешь в работу много людей и институций, то неизбежно движешься вперед, несмотря на препятствия.
По формальному статусу мы музей. Он объединяет две наши сущности — Манеж и Музей искусства Санкт-Петербурга XX–XXI веков, который располагается на канале Грибоедова, 103. Для нас прошлый год был очень важным: мы праздновали 30-летие коллекции музея. Долго к этому готовились: работали с фондами, составляли каталог. Формально, повторяю, мы являемся музеем, у нас есть собственная коллекция, и мы ведем исследовательскую и научную работу и внутри Манежа, и в Музее искусства Санкт-Петербурга. Но восприятие нас прежде всего как выставочного зала дает нам чуть больше эмоциональной свободы. Нас не ассоциируют напрямую с какой-то коллекцией, которая в классическом музее вольно или невольно влияет на работу кураторов.
Мне трудно сказать, доволен ли я прошедшим годом. Он был драматичным. Каждый человек переживал его по-своему, и так или иначе эти переживания влияли на восприятие наших проектов. Нам пришлось ограничивать посещение, мы отказались от всех публичных программ, которые всегда активно развиваем при каждом проекте. Да, мы перевели их в интернет, но там другое ощущение от аудитории, другой способ взаимодействия с ней. К счастью (и это можно назвать достижением команды), мы не потеряли ни один из проектов. Некоторые сократили по времени, один пришлось перенести на этот год, но важно, что все усилия, которые мы тратили на протяжении долгого времени, обрели материальную форму. Конечно, мы получили колоссальный опыт в онлайн-взаимодействии, но прошедший год подтвердил то, что я и раньше знал: физическое присутствие в пространстве искусства очень важно для человека.
ВЫСТАВКА ГОДА
«„Мы храним наши белые сны“. Другой Восток и сверхчувственное познание в русском искусстве. 1905–1969»
Музей современного искусства «Гараж» (Москва). 31 января — 9 августа 2020 года
Кураторы: Екатерина Иноземцева, Андрей Мизиано
Исследовательская группа: Дарья Бобренко, Оксана Полякова, Анастасия Чеботарева
Научные консультанты: Алексей Улько, Борис Чухович, Олег Шишкин
Архитектура: бюро GRACE (Ксения Бисти, Ивано Вичеконте, Екатерина Головатюк, Джакомо Кантони)
За реабилитацию и исследование феноменов отечественной художественной культуры ХХ века, связанных с эзотерическим знанием