Рейтинг российских музеев — 2021: маски, перчатки и надежды на лучшее — The Art Newspaper Russia
Казалось бы, ситуацию мог отчасти исправить внутренний туризм, но вспомните прошлогодние обстоятельства в их совокупности. Нельзя сказать, что они способствовали путешествиям по стране. Хотя наиболее подвижных наших сограждан агитировать не требовалось: засидевшиеся в карантине и лишенные всех заграничных маршрутов, они при любой возможности устремлялись куда угодно — лишь бы поезда ходили и самолеты летали. Но вообще-то туриндустрия держится не на порывистых энтузиастах. Внутренний туризм в 2020 году тоже просел весьма основательно, хотя наверняка меньше, чем въездной. Музеи не могли не ощутить последствий этого спада, который усугубил потери, понесенные в результате локдаунов как таковых. Последние в разных регионах объявлялись не синхронно и занимали разные промежутки времени. Общая их продолжительность в 2020 году варьировалась от четырех до восьми месяцев.
Среди психологических реакций на пандемию было отмечено такое явление, как утрата привычки к посещению «очагов культуры». Явление временное, конечно, однако для музеев малоприятное. Нынешняя повестка предполагает его максимально быстрое преодоление. Хотя зависит это не только от музейщиков.
Головокружение от виртуальных успехов
Когда почти все сидели на удаленке и лишь гадали, чего теперь ждать от будущего, чуть ли не единственным инструментом, способным помочь в противостоянии напастям, казался интернет. В музейной среде одни сразу поверили в его чудодейственные свойства, другие отнеслись скептически, но никаких иных путей все равно не было — и начался бурный расцвет виртуальных форматов. Первое время довольно хаотичный: не хватало бюджетов, грамотных кадров и, главное, понимания специфики жанра. Постепенно освоились почти все. Банальные видеоэкскурсии по закрытым экспозициям стали сменяться выверенными лекционными программами, сугубо онлайновыми выставками, стримами на YouTube-каналах, играми-конструкторами, флешмобами, подкастами, мультимедийными шоу.