Последний побег Феликса Тикотина: история знаменитого коллекционера — The Art Newspaper Russia
Хайфа переживала расцвет при выдающемся мэре-социалисте Аббе Хуши (1898–1969). Он считал, что городу необходимы не только порт и цементный завод, но и образование и культура. При нем в Хайфе открылись университет, театр, был построен подземный фуникулер-«кармелит», и мэр горячо поспособствовал созданию японского музея. Под него отвели виллу на священной горе Кармель. К вилле пристроили выставочный павильон в японском духе с внутренним садиком и раздвижными дверями. Одновременно Тикотин основал Ассоциацию друзей музея: в Бельгии, Великобритании, Нидерландах, Франции, Швейцарии и Японии он нашел людей, готовых помогать словом и делом.
Музей торжественно открылся 25 мая 1960 года. Благодаря коллекции Тикотина Хайфа сегодня обладает крупнейшим на Ближнем Востоке собранием японского искусства — более 7 тыс. единиц хранения, включая рисунки, картины, гравюры, старинные книги, керамику, нэцке, изделия из металла и лака, самурайские мечи, веера, чайные сервизы и другие предметы домашнего обихода. Коллекция охватывает время с XVII по XXI век, но ее ядро — работы периода Эдо (1603–1868), когда страна переживала невиданный расцвет искусств.
Последний побег
Феликс Тикотин купил небольшую квартиру в Хайфе на той же горе Кармель, к нему переехали жена и младшая дочь. Однако очень скоро он понял, что никогда не привыкнет к восточному антуражу страны с ее своеобразной этикой и прочими бытовыми особенностями. Он конфликтовал с руководством музея, которое игнорировало его желания. Тикотин продолжал ездить по миру, это была часть его работы. Каждый раз, покидая страну, он платил высокий выездной налог, а возвращаясь, попадал в лапы придирчивой таможни.
Через год вся семья перебралась в Швейцарию. Это было последнее бегство. В доме на холме с видом на Женевское озеро Феликс Тикотин проведет оставшиеся 25 лет жизни, и до последних дней он будет заниматься любимым делом.
У этой истории если не успеха, то безусловной победы над обстоятельствами была оборотная сторона: властный и страстный коллекционер не сильно вникал в дела семьи. Его младшая дочь Сесилия и жена покончили жизнь самоубийством, обе стали жертвами маниакальной депрессии. В 2012-м внук коллекционера Аарон Боренштайн издал книгу «Призраки и духи Музея Тикотина» (Ghosts and Spirits from the Tikotin Museum of Japanese Art), а в 2013-м на ее основе нидерландский режиссер-документалист Сантье Крамер снял фильм «Тикотин: жизнь, посвященная японскому искусству» (Tikotin — A Life Devoted to Japanese Art).