Гонконг и Тайвань: два новых проекта на фоне грозовых туч — The Art Newspaper Russia
Цензура в сфере искусства в Гонконге усилилась после принятия закона о национальной безопасности, который был разработан в 2020 году властями КНР как реакция на городские протесты 2019 года. В результате из экспозиции музея M+ сняли художественные работы с любым упоминанием событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Однако, по словам Дейзи Ван, HKPM заданы довольно узкие рамки. «Мы сосредоточены на традиционном искусстве и культуре, следуя в этом принципам профессионализма и лучшим стандартам», — поясняет она, повторяя, что у музея «сейчас нет никаких проблем» с цензурой.
Об отсутствии цензуры говорит и директор TPAC: «Нет никакого контроля властей над выставками даже в государственных учреждениях». Либерализм, царящий на Тайване, способствовал бурному развитию арт-сцены и культурной жизни, в том числе, по словам Остина Вана, «золотому веку» для театров. «Несмотря на пандемию, творческая энергия не угасла, — уверяет он. — По сравнению с Западом, на Тайване все можно сделать очень легко. Это технологически развитый остров, где нет нехватки в ресурсах и талантах».
В программе дебютного сезона TPAC — совместный проект с художницей Се Чуньте и режиссерами Цай Минляном и Тун Ечоу. Наряду с проектом независимого гонконгского драматурга Ви Люна заявлены художники из Мьянмы, Вьетнама и Новой Зеландии — они участвуют в интерактивной серии IsLand Bar — Ratava. «Мы должны сотрудничать, чтобы создать азиатскую идентичность, понятную остальному миру», — уверен Остин Ван.
Официальное сотрудничество в сфере искусства между Тайванем, Гонконгом и материковым Китаем ослабло с середины 2010-х годов, хотя связи разорваны не окончательно. Яркий тому пример — театральная конференция, организованная Гёте-институтом с участием Тайбэя, Гонконга, Шанхая и Пекина. «С точки зрения Тайбэя, это единственное открытое окно для диалога с материком и Гонконгом», — говорит Остин Ван.