Жизнеописание Евгения Вучетича: на память об эпохе памятников — The Art Newspaper Russia
Автор книги воспоминаний Виктор Вучетич (1935–2011) получил когда-то актерское образование, но почти всю жизнь работал журналистом, а еще писал прозу. Это сказывается на повествовании двойственным образом. С одной стороны, мемуарист умело обращается с большими массивами информации, часто изустной. В целом держась хронологии, он то и дело забегает вперед, оборачивается назад или отклоняется в сторону, однако всякий раз возвращается к канве, не бросая читателя в дебрях фактуры. Это плюс.
А к минусам можно отнести ряд приемов из арсенала советского очеркиста. Предполагается, например, что почти все эпизоды должны получить какую-то трактовку или комментарий. Автор даже обозначает конкретного адресата — внучку Машу, которой он рефреном старается объяснять, что за человек был ее прадед и что за время стояло тогда на дворе. Получается несколько избыточно, порой дидактично. Между тем многие эпизоды в книге говорят сами за себя, и не всегда они говорят именно то, что хочет донести до нас комментатор.
Впрочем, это ожидаемо в ситуации, когда роль биографа берет на себя сын главного героя. Он и так довольно далеко отходит от жанра безудержной апологетики, вставляя в книгу те сцены (или пересказанные со слов отца, или в присутствии самого автора происходившие), которые трудно счесть для старшего Вучетича очень уж лестными. Не избегает, короче говоря, острых тем и закулисных реалий. Хотя еще в 1963 году была издана автобиографическая книга Евгения Вучетича «Художник и жизнь». В ней рассказ велся, естественно, от первого лица, однако официальный формат не располагал к излишней откровенности. Теперь лакуны в той или иной мере заполнены. И похоже, что развернутые комментарии порождены как раз желанием сына удержать отцовский образ на высоте, несмотря на обилие разноречивых фактов.