Объявлены лауреаты X Премии The Art Newspaper Russia — The Art Newspaper Russia
Андрей Ерофеев, искусствовед, куратор:
Жан-Юбер Мартен впервые появился в Москве в 1978 году. Со своих первых встреч с московскими музейщиками и чиновниками Минкультуры СССР он прослыл искусствоведом крайне несговорчивым и упрямым. Его у нас прозвали «господин Niet». Он входил в состав советско-французского коллектива комиссаров, готовивших списки выставки «Москва — Париж». В Москве Ирина Антонова, вероятно по приказу начальства, вычеркнула из каталога все упоминания о Льве Троцком. В знак несогласия Мартен явился на вернисаж, где он давал интервью советскому ТВ, со знаком ледоруба на лацкане пиджака. «Они вечно искажают историю, — говорит Мартен, за многие годы работы в России приучившийся мыслить нашим противопоставлением «мы — они», — а нам, французам, было важно показать одного из теоретиков сюрреализма, автора первого манифеста».
С сюрреализмом Мартена многое связывает. Попав в стартовый коллектив Центра Помпиду, он получил задание готовить к экспозиции переданный в дар кабинет Андре Бретона со всем собранием картин, объектов и раритетов. Эта работа многое предопределила в творчестве Мартена. Она открыла ему малоизученную, оборотную сторону искусства — художественную практику «других». Это и ар-брют дилетантов и душевнобольных, но прежде всего это высоко ценимая сюрреалистами ритуально-художественная продукция «дикарей» — все эти маски, шаманские украшения, изваяния духов Африки, Латинской Америки и Океании, страстным собирателем которых был Бретон. В процессе их описания Мартен сблизился с выдающимся антропологом Клодом Леви-Строссом, который научил его с эстетической, а не с привычной этнографической точки зрения оценивать «примитив». Так сама судьба подвела Мартена к новому видению современного искусства, которое он продемонстрировал в грандиозном выставочном проекте «Маги Земли». В двух словах его новшество можно определить так. Современное искусство много богаче и разнообразнее мейнстрима авангардистских направлений западного искусства. Оно возникает повсеместно и, следовательно, включает в себя и продукцию художников Азии, Америки, Африки. А также — что для нас здесь особенно важно — России. Все тогда искренне думали, что эти вещи несоединимы. «Ничего страшного, — сказал Мартен, — обратная сторона Луны тоже Луна».
Встреча с Мартеном меняет человека нашего круга. Ни художник, ни музейщик, ни искусствовед, пообщавшись с ним, уже не могут мыслить и действовать как прежде. И даже широкий московский зритель теперь, когда в ГМИИ имени Пушкина прошел многомесячный показ выставки Мартена «Бывают странные сближенья», стал смотреть на искусство по-другому — «по-мартеновски».
Мюриэль Овчинникова-Руссо, художник:
Я познакомилась с Жан-Юбером Мартеном в конце 1980-х, когда он начал приходить на выставки современных русских художников (в том числе моего мужа Николы Овчинникова) в Париже. Позже мы время от времени виделись с г-ном Мартеном в Москве. Для меня Жан-Юбер — фантастический человек: легкий, с большой амплитудой чувств и страстей и одновременно тактичный, скромный, умеющий слушать, без мачизма. Я бы назвала такую линию поведения женственной, и эта деликатность меня в нем всегда поражает.
У него своеобразный, глубокий и тонкий, взгляд на искусство. Поскольку я происхожу из семьи, где на протяжении как минимум пяти поколений были литераторы и художники, то мне кураторские опыты Мартена понятны без объяснений. Это бесконечная игра: угадаешь или нет, кто автор, найдешь ли параллели между соседними произведениями и в чем они для тебя откроются, эти параллельные смыслы? Его выставки всегда больше чем просто собрание картин и скульптур — они производят такое сильное впечатление, что становятся частью твоей зрительской биографии.
Жан-Юбер Мартен способен открыть перед вами космос. Своими выставками он доказывает, что искусство — особый мир, где люди обмениваются идеями через континенты и время, где ныне живущие художники и те, кто умер 200 и 500 лет назад, в общем-то, думают об одном и том же и ставят перед собой схожие задачи. Он показывает внутреннюю жизнь искусства, и она не исчерпывается сменами стилей или особенностями национальных школ. Искусство — чистый диалог поверх барьеров, всемирная сеть-паутина, которая только и помогает выжить, несмотря ни на что.
Знаточеский талант Жан-Юбер Мартен сполна продемонстрировал на выставке «Бывают странные сближенья» в ГМИИ им. А.С.Пушкина в 2021 году. Я была на ней в последние дни. В залах было полно народа, им было весело, для них взаимодействие с искусством превращалось в неформальное занятие. Чего точно не было, так это скучного благоговения. Жан-Юбер может задеть за живое и достучаться до каждого.