Дмитрий Каварга, «Каваргианское вещество» (Фото из архива пресс-службы Музея AZ)
Премию Zverev Art Prize в честь 90-летия художника Анатолия Зверева учредили создатели московского Музея AZ, генеральный директор Наталия Опалева и арт-директор Полина Лобачевская. Forbes Life показывает работы победителей
Общий призовой фонд первой премии Zverev Art Prize составил 5 млн рублей. Более чем из 2000 поступивших заявок экспертный совет сформировал шорт-лист из 50 номинантов, а 15 ноября назвал шестерых победителей, занявших первое, второе и третье места. Специальный приз жюри в 1 млн рублей получила Ираида Юсупова за оперный видеоперформанс «Розовая мышь». Forbes Life рассказывает о работах победителей.
Посмотреть работы всех номинантов можно на «Винзаводе» до 28 ноября.
Музей AZ
Евгений Музалевский, «И прости наши долги, как и мы прощаем должникам нашим»
Первый приз в размере 1 млн рублей получил 26-летний Евгений Музалевский с масштабной живописной абстракцией. На выставке можно найти немало работ, художественный язык которых так или иначе вторит творчеству Зверева, но работа Музалевского лучше других отражает выбранную как девиз премии фразу художника «Жизнь скована, искусство свободно». На церемонии награждения председатель жюри Андрей Сарабьянов отметил: «Выбор был труден, но неизбежен. Нам хотелось, чтобы победитель наследовал традиции авангарда, поставангарда и искусства шестидесятников, чтобы он не только владел кистью, но и что-то утверждал или отрицал с ее помощью, привлекая внимание зрителя».
Музей AZ
Сергей Прокофьев, «Фейерверк на болоте»
Второе место поделили между собой два художника, каждый из которых получил по 500 000 рублей. Одним из них стал Сергей Прокофьев с работой «Фейерверк на болоте», удачно вписанной в один из отсеков большого винохранилища «Винзавода». На видео запечатлен погруженный в почти непроглядную тьму (как и само пространство) заболоченный пейзаж, который изредка озаряется вспышками фейерверка, одновременно пугающими и зачаровывающими. Сам художник называет свои произведения «ультимативной скульптурой», активизирующей пространство.
Музей AZ
Эльдар Ганеев, «Частицы – Волны – Частицы»
Еще одним автором, взявшим второе место, стал Эльдар Ганеев с проектом «Частицы – Волны – Частицы». По словам художника, идея проекта родилась у него в Переделкино, на даче Андрея Битова, где он нашел книгу «Гоголь в иллюстрациях Анатолия Зверева». Используя современные технологии, он разработал программу, позволившую ему выделить отдельные художественные элементы рисунков Зверева, и создал на их основе собственный анимационный проект, продолжающий авангардные традиции. Денежную часть приза Ганеев планирует использовать для совершенствования программы.
Музей AZ
Дмитрий Каварга, «Каваргианское вещество»
Третье место поделили между собой три художника (каждый получил приз в размере 250 000 рублей). Одним из них стал Дмитрий Каварга с биоморфным белым объектом «Каваргианское вещество», которое как бы прорастает из экспозиционного пространства, одновременно являясь его продолжением, но вместе с тем внося в него элемент хаоса.
Музей AZ
Александр Дашевский, «Автономия»
Еще одним обладателем третьего приза стал Александр Дашевский с проектом «Автономия», который продолжает творческие поиски петербургского художника по расширению границ живописи как вида современного искусства. Свои картины он скорее воспринимает как объекты, из которых можно выстраивать сложные композиции, тем самым пренебрегая условными границами рамы.
Музей AZ
Диана Воуба, проект «Город-Алфавит»
Еще один обладатель третьего места — Диана Воуба с проектом «Город-Алфавит», в котором она осмысляет наследие русского авангарда и нонконформизма. Представленная на выставке работа — это вертикальные структуры, как будто собранные из кубиков конструктора, в которых чистые и яркие цвета сочетаются с геометрической ясностью.
Музей AZ
Владимир Потапов, «Будут лучше нас»
До церемонии объявления победителей всем посетителям выставки предлагалось выбрать одного наиболее понравившегося художника. По итогам голосования приз зрительских симпатий (и 150 000 рублей) получили два автора. Один из них — Владимир Потапов с серией «пространственной живописи» под названием «Будут лучше нас». Она состоит из четырех работ, изображения на которых созданы путем вырезания и счищения отдельных частей разноцветных акриловых слоев.
Музей AZ
Валерий Гриковский, «Гибель богов 4.0»
Еще одним фаворитом посетителей выставки стал Валерий Гриковский с проектом «Гибель богов 4.0», выполненным в авторской технике. Она предполагает, что исходное изображение (в данном случае — изображение Маркса и Энгельса) разрезается на множество частей, которые по отдельности прикалываются к основанию булавкой или гвоздем.
Музей AZ
Егор Федоричев, «Немое зарево»
Специальные призы (по 250 000 рублей каждый) от партнера премии ПАО «Высочайший» получили пять художников: Елизавета Плавинская, Александр Морозов, Александр Кутовой, Екатерина Муравьева и Егор Федоричев. Последний представил проект «Немое зарево», балансирующий на грани живописи и скульптуры и исследующий проблематику национальной идеи.
Перейти к источнику