Ноль-объект: 7 экспозиций, где показано ничто — The Art Newspaper Russia
Юрий Альберт/Екатерина Деготь. «Что этим хотел сказать художник?». Московский музей современного искусства, Москва, 2013
Ретроспектива Юрия Альберта, курируемая Екатериной Деготь, была открыта без произведений — их заменяли тексты-описания, подготовленные критиками и другими художниками (как они думали, для каталога). Зрителю ничего не оставалось, кроме как мысленно реконструировать произведения согласно экспликациям. По мере работы выставки экспликации постепенно уступали место самим объектам, однако зрители при этом лишались привычных «подсказок», объясняющих произведения. Проект, таким образом, подрывал привычные выставочные условности. К слову, у Альберта есть и ряд неосуществленных проектов, связанных с репрезентацией «отсутствия». Художник, к примеру, предлагает в том или ином музее перевернуть картину лицом к стене, уведомив посетителей, что они не могут видеть ее точно так же, как и посетители другого музея (в котором то же самое проделано с другой картиной). А, скажем, для «Балтийской биеннале — 96» Альберт предложил проект воображаемой выставки «Новое дегенеративное искусство». По задумке автора выставка должна была получить широкое освещение, людям бы рассылались приглашения на вернисаж, однако в действительности ее бы просто не существовало.