Мыслить междисциплинарно: ЛЭТИ провел проектную школу в сфере Art & Science — ЛЭТИ
Студенты, молодые ученые и художники объединились для создания технологичного арт-объекта в открытой летней междисциплинарной школе LETI Science Art «Наутилус 4.0. Погружение».
<!—
—>
13.07.2022 537
С 27 по 29 июня 2022 года СПбГЭТУ «ЛЭТИ» провел междисциплинарную проектную школу «Наутилус 4.0. Погружение» в рамках программы LETI Science Art. Мероприятие было посвящено биоарту, в котором художники используют в искусстве живые ткани, бактерии, микроорганизмы и целые экосистемы.
Старт школе был дан в рамках трека «Природа и мы» в Ботаническом саду БИН им. В. Л. Комарова РАН. Участников поприветствовали проректор по международной деятельности СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Анастасия Андреевна Минина, заведующая кафедрой Связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Валентиновна Шарахина и эксперт школы, сооснователь и методист проекта VETVi ART|SCIENCE|TECH LAB Ирина Владимировна Антонова.
«Надеюсь, что вы выйдете отсюда с совершенно новым пониманием того, как можно по-другому смотреть на вещи и расширять границы, которые мы строим у себя в голове. Я очень рада, что постепенно и системно ЛЭТИ начинает погружать своих студентов в Art & Science, потому что, как мне кажется, такие подходы проще усваиваются в более раннем возрасте».
Начальник отдела научной коммуникации Института физиологии им. И. П. Павлова РАН Ирэна Ирековна Актуганова провела лекцию «Как искусство помогает науке понять себя» – введение в мир Art & Science для участников школы. Далее студенты отправились на лекцию-экскурсию по Ботаническому саду, а также в рамках интерактивов узнали больше о вопросах экологии в городе от сотрудников кафедры инженерной защиты окружающей среды СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и биотехнологий в медицине от младшего научного сотрудника междисциплинарной лаборатории нейробиологии ИЭФБ им. И.М. Сеченова РАН Александра Павловича Шварца.
«Участие в таких мероприятиях позволяет привлечь внимание молодежи и специалистов других областей к современным экологическим проблемам, а студентам-экологам реализовать свои творческие идеи. Наша кафедра всегда поддерживает инициативы заинтересованных людей в вопросах расширения экологических знаний, а такое мероприятие является прекрасным инструментом для достижения этой цели», – рассказывает доцент кафедры «Инженерная защита окружающей среды» СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Алла Станиславовна Ковалевская.
«Задумывая школу, мы не рассчитывали на такой ажиотаж. Активное включение студентов творческих специальностей из других вузов стало для нас неожиданностью. Биоарт как основной тематический трек позволил объединить компетенции молодых биологов, экологов, инженеров и коммуникаторов, чтобы попробовать творчески осмыслить через технологическую метафору роль и право человека на «покорение» природы, конфликт искусственного и природного, – отмечает организатор школы, заведующая кафедрой Связи с общественностью СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Лариса Валентиновна Шарахина.
Погружение в междисциплинарные практики продолжилось во второй день с посещения Дизайн-центра «Ленполиграфмаш». Участники познакомились с его резидентами и попробовали себя в качестве дизайнеров. В ЛЭТИ представители разных направлений – естественнонаучного, инженерного, гуманитарного и творческого – объединились в команды. После прохождения мастер-класса по созданию концепции арт-объекта, они приступили к работе над своими технологическими метафорами, проблематизирующими роль человека и устойчивости биосферы.
«Все было очень круто, потому что было много практики, интерактива, работы в группах. Я научился проектной деятельности и работе в команде с людьми из разных сфер. Раньше я взаимодействовал только с техническими специалистами, а здесь я работал над проектом с экологами, дизайнерами, специалистами в области связей с общественностью. Больше всего мне понравилось закидывать всех идеями», – поделился участник школы, аспирант кафедры микро- и наноэлектроники СПбГЭТУ «ЛЭТИ» Владислав Безверхний.
Доработав проекты под руководством наставников, команды представили их экспертному жюри. Первая концепция – «Коробка чудес», в котором с помощью звуковых и световых решений, работы с тактильными ощущениями будут рассказываться сюжеты, подталкивающие человека к рефлексии о проблемах биоэтики.
Другой проект задаётся вопросом «Что такое мусор?». В компьютерной игре, управляя желе, которое поедает мусор, человек собирает «бестиарий» мусорных объектов с подробной информацией о способах их повторного использования и переработки. Проблеме загрязнения атмосферы посвящен проект «Маленький принц». В течение девяти месяцев арт-объект в виде эмбриона и живых растений будет в режиме реального времени показывать вред тех факторов, которые влияют на здоровье горожан в данный момент.
«Кроме того, что мы работали над своим проектом, мы смогли послушать другие команды. Крайне интересно наблюдать за развитием идей других людей, тем, как они это преподносят и дальше собираются это реализовать. Было очень приятно взаимодействовать с экспертами и преподавателями – все мы общались на одном уровне. В рамках школы я узнала, каково это – создать собственный проект с нуля, воплотить свои идеи в реальность, и как эти идеи могут улучшить другие люди».
Морской контейнер с системой автоматического учета вида и веса выброшенного мусора и интерактивным экраном, на котором с каждым килограммом отходов пластик заменяется на цветы – так команда Open Cycle хочет показать людям, что они совсем не одиноки в своей заботе о природе. Проект «Жизнь+» проблематизирует биологическую смерть как явление и обращает внимание общества на альтернативные способы захоронения людей. По задумке авторов, пройдя через коридор, демонстрирующий их положительное влияние на четыре вида экосистем, человек задумается о выборе более экологичного варианта погребения.
«Слышать другого человека, делать с ним что-то совместное – это сложно. Такие проекты дают возможность этому научиться. Призываю вас этим по максимуму воспользоваться, продолжая общение после завершения школы и не только с членами вышей команды. Вы являетесь экспертами в совершенно разных областях и сможете делиться своими идеями друг с другом».
После завершения школы три команды, первыми прошедшие этапы исследования, фокусировки и составления бюджета, доработают проекты под кураторством СПбГЭТУ «ЛЭТИ» и эксперта школы LAB Ирины Владимировной Антоновой. Команда «Жизнь+» получила призы от компании KITFORT. Все участники были приглашены в международную школу LETI Science Art, которая пройдет осенью 2022 года.
Летняя открытая междисциплинарная проектная школа состоялась в рамках конкурса St. Petersburg Young Design 2022. Конкурс реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.