Крупнейшее частное собрание Эшера раскрывает глубину его иллюзий — The Art Newspaper Russia
В число наиболее знаменитых работ, участвующих в выставке, вошли литографии «Рисующие руки» (1948), изображение пары рисующих друг друга рук, и «Рептилии» (1943), где трехмерные ящерицы выходят из плоского рисунка и возвращаются в него. Эти вещи настолько известны, что практически каждый может описать их с закрытыми глазами, но если рассматривать их в масштабах творчества Эшера в целом, то это лишь своего рода оптическая иллюзия — черно-белая верхушка айсберга, скрывающая несметное богатство разноцветных чудес.
Изучение исламского декора в испанской Альгамбре в 1920–1930-е годы вдохновило Эшера на создание эскизов к мозаикам и замысловатых узоров, составленных из переплетающихся форм. Именно на основе этих работ, многие из которых выполнены в цвете, сформировались мотивы его графики. В нынешнюю экспозицию вошло множество этих рисунков, которые сам художник называл «симметриями». Например, «Симметрия № 62» (1944) состоит из сцепленных друг с другом синих и красных существ, выполненных цветными карандашами, чернилами и акварелью.
Эшер любил использовать цвет и в тиражной графике. Так, геометрический узор из уменьшающихся по мере приближения к центру рыб на красно-черной ксилографии «Путь жизни III» (1966) представляет собой изображение бесконечности, заворожившее Пенроуза и его коллег-математиков. В число экспонатов вошли доски, при помощи которых Эшер выстраивал композиции, в том числе тоновая доска, использованная им при создании гравюры «День и ночь» (1938). Эта работа строится на контрасте черных и белых птиц, что летят над пейзажем, переходящим из светлого в темный. Сакс признается, что он сам «неравнодушен к ксилографиям», которые Эшер печатал вручную, без станка.
Хьюстонский музей изящных искусств
Виртуальные реальности. Искусство Маурица Эшера из коллекции Майкла С.Сакса
До 5 сентября