Константин Мельников проектировал не только гаражи, но и сны — The Art Newspaper Russia
В Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева открывается выставка, посвященная одному из самых прославленных и изобретательных русских архитекторов ХХ века — Константину Мельникову. Монографический проект, названный лаконично «Мельников/Melnikoff», призван оттенить разные, подчас взаимоисключающие, грани его личной и творческой биографии. Константин Степанович был оригиналом и индивидуалистом — он не допускал и возможности хоть в чем-то равняться на коллег, заимствовать у них удачные находки и решения и работал хотя и в духе времени, но вне господствовавших течений, таких как конструктивизм и рационализм. Более того, он боялся походить даже сам на себя и потому избегал использования ранее найденных приемов, начиная каждый проект с чистого листа. Жизнь Мельникова, как и его архитектура, соткана из контрастов и также требует разных ракурсов наблюдения и восприятия. Но в них и проявляет себя цельная и гармоничная фигура мастера архитектурного авангарда.
Крестьянский сын и международная знаменитость
Константин Мельников родился в «Соломенной сторожке», бараке для сторожей, охранявших угодья Петровской земледельческой и лесной академии. Он происходил из рабоче-крестьянской семьи и в детстве помогал отцу вести молочное хозяйство: выгонял коров с восходом солнца, разносил молоко. Вместе с тем ранние интересы и забавы выдавали в нем будущего архитектурного гения. Так он, к примеру, рассказывал о строительстве горки зимой: «Лепил ее как скульптуру, как архитектурное сооружение со строго отвесными стенами, тщательно выхаживал прямые углы и скат сложной вогнутой кривой. Лесенка, тоже из снега, с выточенными ступеньками, чтобы забежать быстрее на гору, вилась вдоль ската».
Случай свел мальчика с известным инженером Владимиром Чаплиным. В его семье Мельников выучился хорошим манерам и успешно подготовился к вступительным экзаменам в Училище живописи, ваяния и зодчества. Окончив его в 1917 году, уже в 1925-м он стал триумфатором Международной выставки декоративных искусств в Париже, где выстроил новаторский павильон СССР. Поднимаясь по лестнице, разрезавшей здание по диагонали, посетители павильона оказывались под красными щитами, и дневной свет, свободно проникавший внутрь конструкции, рефлексом окрашивал в красный их самих. Затем Мельников произвел сенсацию на международном конкурсе по созданию памятника-маяка Христофору Колумбу. Его проект получил большее внимание, чем остальные, однако показался жюри слишком радикальным для присуждения ему премии.