Наследие Кете Кольвиц: не только скорбь и страдания — The Art Newspaper Russia
Трудно отыскать человека, более компетентного и лучше знакомого с творчеством Кете Кольвиц, чем доктор Ханнелор Фишер, которая свыше 30 лет возглавляла музей художницы в Кельне — вплоть до своей отставки в марте 2022 года. Хотя хронологический диапазон, выбранный ею для книги «Кете Кольвиц: обзор произведений 1888–1942», может показаться немного странным — ведь художница родилась в 1867 году и умерла в 1945-м, — этот временной отрезок косвенно дает понять, что автор фокусируется скорее на карьере Кольвиц, чем на трагических обстоятельствах ее жизни.
Несомненно, у Кольвиц часто встречаются образы, подчеркивающие социальную несправедливость, что вызывает у зрителя объяснимую эмоциональную реакцию. Оказавшись лицом к лицу с беспощадно правдивыми работами, равно как и вникнув в подробности ее биографии, которые она сама раскрывала в письмах и дневниках, легко упустить из виду невероятную виртуозность ее произведений, исполненных в разных техниках. Ханнелор Фишер справляется с этой проблемой, отказавшись от биографического обзора во вступлении и поместив хронологию в конце. Основной же текст построен по тематическому принципу. Интересно, что начинается повествование с автопортретов Кольвиц и заканчивается ими же. Это создает красивую симметрию и позволяет читателю предаться рефлексии о том, как художница видела саму себя, с первых лет творчества до последних.