Из мастерской художника — прямиком на Sotheby’s — The Art Newspaper Russia
Одна из главных претензий, предъявляемых ко вторичному рынку и, в частности, к аукционам, заключается в том, что художники получают очень мало или вовсе ничего с перепродажи их произведений, которые иногда уходят по космическим ценам неестественно быстро после первоначальной покупки. Горовиц уверен, что на коммерческом уровне этот новый формат «помогает художникам, замечающим бурный рост на вторичном рынке своих работ, получить выгоду, которую может дать только аукцион». Он добавляет: «В галерее вещи продаются по фиксированной цене, а торги позволяют значительно увеличить ее благодаря повышению ставок. Думаю, художникам и галереям должно показаться привлекательным, что мы возвращаем им этот потенциал».
И напротив, если коммерческий успех художника менее заметен, цены на его первичном рынке могут быть значительно выше аукционных. В таких случаях, как отмечает Горовиц, новые покупатели «часто ориентируются на аукционные рекорды, когда делают приобретения на первичном рынке». Задача Artist’s Choice заключается в том, чтобы добиться определенного ценового паритета. «Если все получится, он будет способствовать формированию более сбалансированного рынка художника», — уверен он. По его словам, дилеры смогут направлять на аукционы покупателей, стоящих в их списках ожидания на определенных художников, где очередь может растягиваться на месяцы и даже на годы.
Горовиц также отмечает, что новый формат позволит художникам лучше контролировать их рынок, поскольку они сами будут выбирать, какие работы окажутся на торгах. «У многих художников и галерей случалось, что через систему аукционов проходили вещи, которыми они были довольны не на 100%, — рассказывает он. — Речь даже не об обстоятельствах, приведших эти лоты на торги. Они не всегда удовлетворены качеством работы или тем, какую часть их творческого пути представляет та или иная вещь. А эта модель как бы говорит им: „Если вы хотите взять это под свой контроль, то вот вам способ“».
Помимо коммерческих преимуществ, одна из самых привлекательных сторон этой новой инициативы заключается в том, что 15% итоговой цены работы, совместно выплачиваемые художником или галереей и Sotheby’s, будут направляться в благотворительную организацию или институцию по выбору художника. В последние годы галереи начали осознавать, что пожертвования в благотворительные организации, с которыми связаны художники, помогают привлечь их в свой пул. «Сегодня художники как никогда серьезно вовлечены в самые разные инициативы», — объясняет Горовиц. Однако в случае Sotheby’s бенефициарами нового формата могут стать не только некоммерческие организации, хотя Горовиц отмечает, что «предпочтительно, чтобы это было так».