Искусство в роли заложника: как это бывало — The Art Newspaper Russia
Всегда шокирует, когда картины из государственных собраний используются в качестве обеспечения исковых требований третьих лиц к стране-владельцу в тот момент, когда они находятся на выезде. Перемещение культурных ценностей и так сопряжено с рисками, однако, помимо очевидных опасностей, подстерегающих путешествующие произведения искусства, есть еще и вероятность их ареста в качестве спорного имущества или как заложников торговых и иных споров. В суд может быть предъявлен иск к собственнику культурной ценности с требованием наложить на нее арест в качестве обеспечения исковых требований. Нахождение культурной ценности вне страны своего постоянного пребывания дает потенциальным истцам новые возможности реализовать собственные интересы в соответствии с законодательством страны, где проходит выставка. Закон, предоставляющий иммунитет находящимся на временных выставках культурным ценностям в отношении судебных исков и ареста, впервые появился в США в 1965 году (Federal Anti-Seizure Bill); позже подобные законы были приняты в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Израиле, Ирландии, в четырех провинциях Канады, в Швейцарии и Франции.
Вот несколько историй, когда произведения искусства подвергались опасности ареста.
Картины Пабло Пикассо, Париж, Франция, 1954
Впервые в мировой практике судебный иск был предъявлен в 1954 году в отношении произведений Пабло Пикассо. Несколько его картин были вывезены из СССР в Париж и выставлены в одном из французских музеев. Истцом по делу выступала Екатерина Щукина-Келлер — наследница коллекционера Сергея Щукина, в собрание которого некогда входили оспариваемые картины. Коллекция Щукина была национализирована в 1918 году и являлась собственностью СССР. Суд департамента Сена рассмотрел дело, и иск Щукиной-Келлер о признании права собственности на картины и наложении на них ареста был отклонен. Французский суд в своем решении указал, что эти картины были приобретены уже много лет назад иностранным сувереном от его собственных граждан на его собственной территории и в соответствии с законами его страны.
Выставка в Университете Ричмонда, США, 1965
Опасаясь предъявления исков о праве собственности со стороны третьих лиц в отношении культурных ценностей, направляемых из советских музеев на выставку в Университет Ричмонда, СССР настоял на принятии США специального закона. Это был тот самый Federal Anti-Seizure Bill 1965 года. Закон предоставляет иммунитет находящимся на временных выставках культурным ценностям в отношении судебных исков и ареста.
Работы Анри Матисса, Париж, Франция, 1994
В европейской законодательной практике закон об иммунитете культурных ценностей, находящихся на временных выставках, впервые был принят во Франции в 1994 году. Поводом тоже послужила тяжба по иску дочери Сергея Щукина Ирины Щукиной-Келлер. Иск был предъявлен в отношении полотен Анри Матисса из собрания Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина и Государственного Эрмитажа, находящихся на выставке в Центре Помпиду. Суд в иске отказал со ссылкой на принцип судебного иммунитета государства и его собственности, а французские законодатели оперативно отреагировали на данное дело принятием закона о мерах по обеспечению неприкосновенности от требований о наложении ареста в отношении временно ввезенных культурных ценностей для проведения выставок.
Выставка «Сокровища России», Хьюстон, США, 1997
Американский суд подтвердил иммунитет предметов с выставки из России, представлявшей драгоценности дома Романовых, собранные из пяти российских музеев и оцененные в более чем $100 млн. Потомки российских эмигрантов по фамилии Магнесс пытались истребовать у Российской Федерации компенсацию и реституцию недвижимого имущества, национализированного после революции (в частности, фортепианной фабрики «Яков Беккер» в Санкт-Петербурге). Суд Хьюстона сразу же отклонил иск, однако Ли Магнесс с гордостью высказывался о том, что создал прецедент по давлению на российское правительство.