Искусство создавать ИИ, который создаёт искусство
Само использование ИИ добавляет мистичности произведениям искусства. Применение машинного обучения часто даёт неожиданные результаты, которые невозможно объяснить и до которых человек вряд ли бы додумался. Как любит объяснять Андрей Себрант, директор по маркетингу «Яндекса», нейросети — это «чёрные ящики», то есть непонятно, что происходит «внутри».
Читать по теме: Brickspacer рассказывает как стать моушн-дизайнером
Такое искусство выходит за рамки «человеческих» культурных паттернов, поэтому оно способно удивлять. Возможно поэтому Ахмед Эльгамаль, директор лаборатории искусства и искусственного интеллекта Ратгерского университета считает, что будущее за сотворчеством человека и машины.
ИИ уже давно выступает посредником для создания искусства. Например, вот твит, созданный с помощью машинного перевода с использованием нейросети, в рамках проекта Neural Machine, который существует ещё с 2017 года:
работа художника — начать процесс восстановления радуги.
— Neural Machine (@neural_machine) March 31, 2020
Особая тема — сервисы на основе нейросетей, которые помогают любому человеку в считанные секунды создавать произведения искусства. В 2016 году мы наблюдали взлет приложения Prisma, которое позволяет переносить стили известных художников на фото. А в 2019 вирусно популярным стало приложение FaceApp, которое всем запомнилось функцией состаривания фото.
В конце 2019 года прославилась нейросеть «Порфирьевич», которая дописывает тексты и стихи на русском языке. Её суть в том, что пользователь вводит любой текст, а она генерирует осмысленное продолжение. Вот, например, что у меня получилось:
Скриншот сайта проекта «Порфирьевич»
Есть и более серьезные примеры. В 2018 году на аукционе Christie за 432 тыс долларов была продана картина «Эдмон де Белами», созданная с помощью нейросети. При этом творческий коллектив Obvious, который представил миру эту работу, использовал бесплатный код с GitHub.
Разработчик Робби Баррат написал алгоритм в свободное время в 17 лет и не думал, что кто-то продаст картину из-за «низкого качества» результатов его работы. Тем не менее Obvious сделал это, разработав обширную концепцию с родословной «искусственной» семьи.
Картина «Эдмон де Белами», обратите внимание на подпись «художника»
Поэтому умение кодить (пускай даже на базовом уровне) в комбинации с нешаблонным мышлением очень расширяет возможности для творчества. Будущее за креативными программистами, которые могут разработать не только код, но и оригинальную идею.
Чем глубже художник понимает человеческую физиологию и психологию — тем более интересные эффекты он может создавать. Знания в нейробиологии и техническая подкованность позволяют создавать действительно удивительные проекты.
Что насчёт визуализации абстрактных концепций, таких как «свобода», «власть», «любовь», «деньги» с помощью интерпретации мозговых волн человека? Проект «Value of Value», который относится к жанру нейро-дизайн на блокчейне, позволяет не только «увидеть» эти понятия, но и присвоить каждому стоимость и потом обмениваться созданными уникальными 3D-моделями.
VoV — продолжение проекта «Brain Factory», который буквально реализует давнюю мечту человечества — материализацию мысли. Кроме того он наглядно показывает связь между концепцией и объектом, человеком и машиной.
Комбинация науки и искусства позволяет рядовому зрителю приобщиться к постижению тайн Вселенной. Например, в рамках проекта NanoArt21 при помощи электронных микроскопов из атомов и молекул создаются нанопейзажи и наноскульптуры.
Яркий пример — наноскульптура под названием «Эго», созданная румынским учёным и художником Крисом Орфеску. Он соединил графитовые микро- и наночастицы, которые примерно в сто тысяч раз меньше толщины человеческого волоса, и визуализировал произведение с помощью сканирующего электронного микроскопа. И, главное, добавил концептуальности и эмоций к результату своего творчества, что позволило превратить «скучную» науку в интересное широким массам искусство.
На мой обывательский взгляд, чтобы удивлять типичного современного потребителя искусства (я сейчас не беру во внимание аудиторию со специфическими предпочтениями) художнику наиболее важны 3 качества:
- Минимальная техническая подкованность. В нынешнем digital-мире без этого очень сложно. Думаю, данный тезис даже не требует развернутой аргументации и примеров:)
- Умение мыслить диалектически. Грубо говоря, это значит обнаруживать концепции (не обязательно противоположные) и объединять их в нечто новое. Звучит запутанно, но на самом деле просто для понимания. Навскидку, в качестве тезиса и антитезиса можно взять «звук» и «вкус», а потом синтезировать их в творческом проекте. Который, например, трансформирует мозговые волны человека в музыку, пока он пробует разную еду. Или можно создать клип или фотопроект на основе ассоциаций звуков с едой у разных людей — на что хватит скиллов и фантазии.
- Понимание устройства мира. Удивление — это всегда следствие нарушения привычного хода вещей. А чтобы что-то нарушать, нужно хорошо понимать правила — как всё устроено. Например, зная популярные оптические иллюзии, художник может создать вовлекающий сценарий в VR. А потом «сломать» привычный ход вещей, вызывав когнитивный диссонанс и показав уязвимые места человеческого восприятия мира.
В целом художник современности должен стать профессионалом в области разрыва шаблонов, многое знать о мироустройстве и касаться грани непознанного — области, где до сих пор нет четких ответов. Искусство становится всё более междисциплинарным, а художник — всё больше программист, философ и учёный.
Фото на обложке: Unsplash