Друзья помогают Санкт-Петербургу — The Art Newspaper Russia
Выставка сделана в формате тотальной инсталляции, осмысливающей город как пространство памяти. Посетители проходят через несколько залов по деревянным мосткам над имитацией бушующих волн Невы, вышедшей из берегов — это одновременно отсылка и к уходящей под воду Венеции, и к поэме Пушкина «Медный всадник», и к всемирно известному черно-белому фильму Фрица Ланге «Метрополис» (1927), в котором изображен город будущего. В первом зале появляются гравюры Джованни Баттиста Пиранези, изображающие Рим, и архитектора-неоклассика Ивана Фомина с видами набережных Петербурга, городские перспективы XVIII века Фердинанда Бибиены и архитектурные детали из фондов музея истории города. Второй зал посвящен маршрутам путешествий Петра I по Европе. Композитор и импровизатор Олег Гудачев собрал коллекцию звуков из тех городов, которые проезжал Петр, и эта композиция постоянно звучит на выставке. Здесь же представлена карта Петербурга Иоганна Хомана 1716 года, когда центр города находился на Васильевском острове. Третий зал вместил все те идеи, что были наработаны участниками лабораторий программы «Великое посольство — проектирование будущего». Связь прошлого с будущим подчеркивает на выставке сочетание разных форм художественной выразительности: типографика, рисунок, старые чертежи и гравюры, суперграфика и коллажи, макеты и архитектурные элементы, приемы стрит-арта, аудио- и видеоинсталляции.
«Петрополис» соседствует с выставкой «Погружение в эпоху Петра Великого». На ней показаны предметы, поднятые со дна Балтийского моря во время археологических экспедиций Центра подводных исследований Русского географического общества (ЦПИ РГО). Это первая почти всеобъемлющая презентация обнаруженного археологами-подводниками в ходе многолетних научных исследований при поддержке «Газпрома». После изучения и реставрации находки передаются в Музей истории Кронштадта.
Мастерство возрождения
Одним из главных событий фестиваля стали профессиональные мастер-классы по реставрации с участием ведущих специалистов петербургских музеев и реставрационных организаций. В первый день открытые занятия проходили в просторном атриуме Комендантского дома, в последующие дни они переместились непосредственно в музеи и мастерские. Записаться на мастер-классы можно было на сайте фестиваля «Друзья Петербурга».
Один из мастер-классов был посвящен реставрации искусственного мрамора. Сергей Холод занимается этим с 1984 года. Сейчас мастерская под его руководством — одна из немногих подобных в Петербурге, и работают в ней постоянно всего три мастера. Именно Сергей Холод и его коллеги восстанавливали интерьеры Китайского дворца и Катальной горки в Ораниенбауме. К сожалению, ни одно профессиональное училище города не готовит такого рода специалистов. «К нам приходят подсобниками, мы обучаем людей в процессе работы, — рассказал реставратор. — И потом именно наши ученики реставрируют город».