Дэмиен Хёрст: «Я — это сразу много разных художников» — The Art Newspaper Russia
Три года назад Дэмиен Хёрст взялся за кисти и сам, без помощи ассистентов написал 107 картин очень большого формата. Не успев закончить, распродал, и вот теперь, после ковидных отсрочек, в Фонде Cartier выставлено 30 его свежих работ. Перед вернисажем художник дал групповое интервью, в ходе которого ответил на вопросы журналистов международных арт-изданий. От России было единственное издание — The Art Newspaper Russia — и его парижский автор Мария Сидельникова.
Все ваши работы разных лет очень разные: точки, пилюли, акулы, черепа, сокровища, теперь вот вишни. Складываются ли они в некий артистический путь? Куда он ведет? И были ли отклонения от главного направления?
Помню, когда я только начинал, я любил художников, которые делают одно и то же, бьют в одну тему. Например, Он Кавара. Каждый день он рисовал этот день. И мне хотелось быть на него похожим, поэтому я и точки рисовал, как он. Но потом задумался: не могу же я делать все время одно и то же, ведь у меня столько идей, они тянут меня во все стороны. Корил себя за несобранность, за то, что разбрасываюсь, думал, как бы это изменить. А потом решил: нет, это именно я, мне все интересно, поэтому буду делать разные вещи — и точка. Мне нравится признавать и отрицать в одно и то же время, мне нравятся противоречия, я их полюбил.
Еще совсем молодыми мы с приятелем из школы сделали совместную выставку, и с тех пор я начал думать о себе как о группе. Я — это сразу много разных художников, поэтому я просто позволил себе быть тем, кем я есть и кем хочу быть. В конечном счете ты не можешь отрицать самого себя, ты должен просто принять себя и согласиться с собой. Бывают выставки, когда я хочу сделать радостные картины, а потом решаю добавить к ним хулиганства. Уравновесить. Я все время об этом думаю.