Дедушка-парикмахер и его роль в современном искусстве — The Art Newspaper Russia
Вероятно, таким вопросом задавались и многие посетители. Еще бы, приходишь на выставку куратора, который показывал Джозефа Кошута, Йозефа Бойса, Марио Мерца и других провокационно актуальных художников, а обнаруживаешь очень интимную экспозицию, состоящую из личных вещей, рабочих инструментов и дневниковых записей человека, хотя и по-своему выдающегося (Этьенн Зееман внес весомый вклад в развитие парикмахерского дела), но с арт-процессом никак не связанного. Впрочем, о спектре реакций посетителей и критиков можно узнать из книги: этому посвящен целый раздел.
Как показывает Тейшейра, та выставка, в духе времени, носила антиинституциональный характер. После восьми лет в должности директора бернского Кунстхалле, устав от бюрократизма, авторитаризма и консерватизма музейной системы, Зееман покинул этот пост и стал «духовным гастарбайтером». То есть куратором, который гуляет сам по себе. Или, иными словами, независимым куратором, который все делает сам — «от концепции до гвоздя». Это «духовное гастарбайтерство» и привело Зеемана из нормативного выставочного пространства в квартиру. Любопытно, что на момент проведения антиинституциональной выставки «Дедушка…» там уже обосновалась одна галерея, однако автор монографии не останавливается подробно на этом небольшом противоречии.
Говоря об источниках вдохновения Зеемана, Тейшейра вспоминает ряд проектов, созданных художниками. Например, знаменитый «Музей современного искусства, отдел орлов, секция XIX века» Марселя Бротарса. Эта инсталляция, состоявшая из нехудожественных предметов с изображением орлов, имитировала музей и одновременно иронизировала над ним.