Аристарх Чернышев: «Дополненная реальность уже реальность» — The Art Newspaper Russia
Люди думают, что они скажут: «NFT», — и на них польется золотой дождь. Естественно, любая технология видоизменяет искусство. Создает новую эстетику. С этим не поспоришь. Все думают: «Вот я сейчас выложу токен — и озолочусь». Нет, не так это все. Чтобы озолотиться, нужно соответствовать этой эстетике, быть медийной личностью или личностью, известной среди криптоэнтузиастов. В день там выкладываются сотни работ. Для того чтобы они были видимыми, нужно постоянно какую-то активность вести. Либо сделать что-то экстраординарное. Что сразу всем пролезет в мозг и само выстрелит. Например, работы, которые делает Beeple, — на злобу дня.
Дело в том, что к процессу подключились люди, которые, скажем так, не занимаются современным искусством. Вот, допустим, Пэрис Хилтон. Она выпустила свой токен, и отлично у нее все продалось. Какое это отношение имеет к современному искусству? Есть такое явление — «картина Шойгу». Ее за дикие миллионы рублей продали. Токен Пэрис Хилтон — это что-то похожее на «картину Шойгу».
Я прошляпил весь бум NFT, подключился к нему уже поздно. Я специально для NFT не создавал никаких проектов, не старался мимикрировать под эту эстетику. Я просто делал видео тех работ, которые и так были довольно успешны. Я создал видео с персональным информационным организмом. Это смартфон-пиявка, которая живет на руке у человека. Питается его кровью, а взамен предоставляет возможность соединения с интернетом. Берет заборы крови, тестирует, лечит вас, лелеет. В общем, питомец и одновременно заботливый доктор. Я сделал видео, разъясняющее принципы работы: как и что этот организм делает. И тоже разместил его в виде токена на сайте SuperRare.com. Продался он недорого, за 2 эфира ($4,153 тыс. на момент продажи).
Сейчас я решил попробовать оттокенизировать материальные объекты. Потому что эта технология позволяет закрепить за ними цифровой код, который бы подтверждал их подлинность. И заодно получить широкую аудиторию. Вот как раз этот череп «Последний update» у меня существует и как видео. Last Update приобретен Михаэлем Джерлисом, основателем крупнейшего в Восточной Европе майнингового пула.
Цифровое производство отнимает сейчас все мое время. И спрос на цифровое производство такой высокий, что мне просто некогда заниматься материальным. Хайп на NFT создал спрос не только на сам NFT-продукт, но и вообще на всю цифровую эстетику. Проходит куча фестивалей, где нужны видео, дополненная реальность, и все это пользуется большим спросом.
Дополненная реальность — это очень удобное пространство для демонстрации потенциальных проектов, которые пока невозможно реализовать. Тот же смартфон-пиявка. Сейчас нет технологии, с помощью которой можно реализовать этот проект, поэтому сделать его в дополненной реальности сам бог велел. И я сделал такие браслетики: надеваешь его на руку, с одной стороны QR-код, а с другой — картиночка, на которую наводишь смартфон и обнаруживаешь у себя на руке пиявку.
Еще в 2000 году, когда мы с Владиком Ефимовым сделали проект «Генетическая гимнастика», я придумал коротенький манифест. Нужно использовать все, что изобрело человечество. Придумали телеграф — телеграфируй. Сделали телефон — звони. Расшифровали геном — изменяйся. Только так можно остаться современным человеком. Можно сколько угодно отрицать интернет, дополненную реальность, вообще все отрицать, но тебе дан в руки телефон — и всё, ты связан. Дополненная реальность уже реальность. Массовая культура воспитала людей так, что они не могут отличить реальность от кино. И когда они видят мою пиявку, у них вопрос: где купить, когда начнет продаваться? Мне шлют такие письма.
Некоторые проекты, которые я делаю, становятся вирусами. Смартфон-пиявку я уже раз десять показал в разных местах. Вот в декабре в ZKM в Карлсруэ открылась выставка под кураторством самого Питера Вайбеля, и там тоже будет представлена эта пиявка. Ее ждет большое будущее.
ZKM (Центр искусств и медиатехнологий), Карлсруэ, Германия
«Биомедиа»
До 28 августа