21 год и $194 млн: Пино открывает музей в Париже — The Art Newspaper Russia
Впервые Франсуа Пино объявил о намерении открыть в Париже музей, в котором расположится его коллекция, насчитывающая 10 тыс. произведений искусства, 22 года назад. Теперь 84-летний французский миллиардер наконец-то достиг своей цели, и 22 мая для публики открывается новый музей современного искусства Торговая биржа — Коллекция Пино, создание которого обошлось в $194 млн.
Это удалось далеко не с первой попытки: в 2000 году основатель компании Kering и владелец люксовых брендов выбрал пустынный островок на Сене к востоку от Парижа, но местная мэрия не одобрила проект. Открытие нового музея неподалеку от Лувра несколько раз откладывалось из-за пандемии.
Здание Торговой биржи было построено в 1760-е годы на месте бывшего дворца Екатерины Медичи как хранилище для зерна и муки. Ее округлая форма, вдохновленная римской архитектурой, необычна для Парижа. Зал 70 м в ширину и 35 м в высоту с внутренней спиральной аркадой станет открытием даже для парижан, и мало кому прежде выпадала возможность восхититься ее куполом размером практически с купол Пантеона в Риме. Его украшает серия картин и росписей XIX века, изображающих торговлю на пяти континентах, которые отреставрировали к открытию музея.
Из-за связанных с COVID-19 ограничений посещение музея возможно только по предварительной записи, а в здании одновременно могут находиться не более 600 человек — это треть его пропускной способности. Кроме того, посетители должны придерживаться специально разработанных маршрутов, хотя изначально пространство проектировалось так, чтобы перемещаться по нему можно было свободно.
Любопытно, но как таковой большой выставки, открывающей новое культурное пространство, здесь нет. Некоторые художники, например Урс Фишер и Филипп Паррено, представлены одним проектом, другие, как Дэвид Хэммонс, — значительным корпусом работ, произведения третьих собраны в небольшие групповые выставки.
То, что в Торговой бирже началась новая жизнь, видно издалека. Чудом сохранившуюся 31-метровую колонну Медичи, бывшую обсерваторию, теперь венчает напоминающее прожектор маяка произведение Филиппа Паррено Mont Analogue, и парижское небо озаряют разноцветные сигналы.
Внутри здания архитектор Тадао Андо, работавший над венецианскими пространствами Пино — Пунта-делла-Догана и Палаццо Грасси, — возвел девятиметровую ротонду из светло-серого бетона.
В ее центре стоит гигантская восковая копия «Похищения сабинянок» флорентийского скульптора XVI века Джамболоньи, созданная Урсом Фишером («Без названия», 2011–2020). Каждое утро в ней проделывают новые дыры и вставляют в них зажженные фитили. Таким образом скульптура постепенно расплавится и полностью исчезнет в ближайшие полгода. Это произведение, впервые представленное десять лет назад в венецианском Арсенале, производило сильное впечатление и тогда, но пространство радикально меняет ощущения.
Семь больших работ ранее уже выставлялись в Венеции либо на биеннале, либо в музеях Пино, но директор Торговой биржи — Коллекции Пино Мартин Бетенод говорит, что здесь они представлены совершенно иначе. Смешная механическая мышка Райана Гандера (I… I… I…, 2019) высовывает голову из дырки в стене и пищит, пугая посетителей, ожидающих лифт. А по ротонде важно расселись 52 голубя Маурицио Каттелана. На венецианской биеннале 1999 года 200 голубей экспонировались под названием «Туристы», а в 2011 году они вернулись уже в количестве 2000 и под названием «Другие», отсылающим к потоку мигрантов, пересекавших в то время Средиземное море. Эти работы стали частью выставки In-Situ.
Франсуа Пино подчеркивает политический характер экспозиции и говорит о «ценностях, которые он всегда отстаивал, — жажда свободы, борьба с несправедливостью и приятие многообразия». Часть экспонатов созданы чернокожими художниками из разных частей света, которые никогда ранее не выставлялись во Франции и крайне редко — в Европе.
Этот манифест нашел предельно четкое отражение в большом зале, отведенном под 30 ключевых произведений Дэвида Хэммонса, в числе которых клетка, размер которой в точности соответствует размеру камеры смертника в тюрьме Сан-Квентин (Minimum Security, 2007–2020).
В единственном зале с ровными стенами и прямыми углами висят три портрета Рудольфа Стингела, выполненные в гиперреалистическом стиле. Фигуративная живопись представлена работами Питера Дойга, Люка Тюйманса и Мартина Киппенберга, в том числе потрясающим «автопортретом» рук Киппенберга в фовистских цветах, и картинами художника Антонио Оба, исследующего африканские корни Бразилии.
В зале, посвященном фотографии, центральное место отведено работам Марты Уильямс и Синди Шерман, а завершает показ произведение Луизы Лоулер, обличающее «поправку Хелмса». Это решение запретило Центру по контролю и профилактике заболеваний США распространять информационные материалы о СПИДе из страха, что они могут «пропагандировать гомосексуальность», и было одобрено практически единодушно тогдашними сенаторами, в том числе нынешним президентом США Джо Байденом.
В экспозицию вошли и работы любимых художников Пино, в том числе черепа Марлен Дюма и рейдимейды Бертрана Лавье, расставленные по аркаде в деревянных витринах XIX века. В подвальном этаже напротив зрительного зала музыкальные и художественные «атмосферы» Пьера Юига и Тарека Атуи соседствуют с двумя массивными холодильниками XIX века, которые нашли под грудой строительного мусора во время ремонта и отреставрировали, сохранив последний след индустриального прошлого здания.
Всего же в Торговой бирже разместили десять выставочных пространств, в том числе семь галерей с белыми стенами, что позволяет поддерживать постоянную ротацию экспозиции, которая была невозможна на двух площадках Пино в Венеции. Мартин Бетенод рассказал The Art Newspaper, что он планирует готовить около 15 новых проектов ежегодно, но новых придется ждать до следующего года.