Тандемы и цены — The Art Newspaper Russia
Традиции коллективного творчества прочно укоренены в истории искусства, а ХХ век знает немало громких арт-дуэтов: британские классики перформанса Гилберт и Джордж, мастера художественной «упаковки» Христо и Жанна-Клод, основатели соц-арта Комар и Меламид и многие другие. Часто это супружеские пары (так, в соавторстве работают Илья и Эмилия Кабаковы, Игорь Макаревич и Елена Елагина, «МишМаш» — Миша Лейкин и Маша Сумнина), но бывают и исключительно творческие тандемы: Александр Виноградов и Владимир Дубосарский, Recycle Group в составе Андрея Блохина и Георгия Кузнецова, «ЕлиКука» — Олег Елисеев и Евгений Куковеров.
И те и другие союзы время от времени распадаются, и их участники отправляются в свободное плавание. Тогда, как и в случае с музыкальными группами, чья-то сольная карьера рано или поздно идет в гору, а кто-то может никогда не достичь того успеха, которым пользовался коллектив авторов. Марина Абрамович стала живым классиком современного перформанса, собрала все возможные награды в художественном мире и удостоилась престижных музейных ретроспектив уже после того, как рассталась с художником Улаем, в том числе как с соавтором. Однако статистика арт-рынка (точнее, аукционных продаж) беспощадна: как правило, цены на произведения, созданные в тандеме, намного превышают — иногда в разы — стоимость работ тех же авторов, которые были созданы ими поодиночке.