Именем Зверева: 50 примеров независимости на выставке номинантов новой премии — The Art Newspaper Russia
К Тернеру, Дюшану, Кандинскому, чьи имена носят известные художественные премии, теперь добавилось имя Анатолия Зверева (1931–1986): московский Музей AZ приурочил учреждение новой награды к 90-летию легендарного живописца-нонконформиста, для многих олицетворяющего собой богемный дух и творческую свободу. Такую же независимость учредители премии ищут и готовы поощрить в наших современниках. Девизом конкурса с весомыми денежными призами (первая премия — 1 млн руб., вторая — 500 тыс., третья — 250 тыс.) стало переформулированное самим Зверевым в его автобиографии кредо мирискусников: «Жизнь скована, искусство свободно». Помимо призов лауреатам, полусотне соискателей, прошедших отбор экспертного совета, предоставлена возможность показать себя на выставке в Большом винохранилище Винзавода. Это отличный шанс оценить срез современной российской сцены, благо на конкурс подались и начинающие художники, и яркие взрослые звезды нашего искусства.
Круг соискателей не ограничен только российскими участниками — всего было подано 2 тыс. заявок из 169 городов России и 32 стран мира.
Среди участников выставки — Ирина Корина, представлявшая Россию в Венеции и в павильоне, и в основном проекте, фотограф Александр Гронский, высоко ценимый в профессиональном сообществе, Дмитрий Каварга, звезда российского sience- и биоарта, Владимир Архипов, создатель уникальной коллекции народного дизайна, блестящая перформансистка Ольга Кройтор, нижегородские видеоартисты «Провмыза», тоже выставлявшиеся в павильоне России на Венецианской биеннале, и многие другие яркие авторы разных поколений и направлений. Кураторам выставки Антонио Джеузе и Сергею Соловьеву выпала задача найти в этом разнообразии общие силовые линии, а архитектору Петру Толпину — правильно их оформить с точки зрения дизайна.