Влияют ли российские премии на рыночный успех художников — The Art Newspaper Russia
Евгений Антуфьев (р. 1986), дважды лауреат Премии Кандинского, делится мыслями о художественных премиях: они помогают поверить в себя и воодушевляют, но в то же время с ними неразрывно связана травма, когда ты сидишь среди друзей и соперников на церемонии награждения и ждешь, вызовут ли тебя на сцену или не вызовут.
В последнее время художникам все реже приходится проходить через такую публичную пытку. Произошел отход от традиционного сценария «приз достается одному победителю». Дело не только в пандемии, это глобальный сдвиг по направлению к социальному равенству в искусстве. Два года назад в Великобритании четверо финалистов Премии Тёрнера обратились к жюри с просьбой рассматривать их как коллектив и разделить награду поровну. Жюри прислушалось к просьбе, увидев в этом акт солидарности, отражающий «общественно-политическую поэтику, которой мы восхищаемся и которую мы ценим в их творчестве». В прошлом году все пять художников, вошедших в шорт-лист «Инновации» в номинации «Художник года», были объявлены лауреатами.
Но если вы считаете, что победа важнее участия, учтите: опубликованное на 13-й год существования Премии Тёрнера исследование показывает, что аукционная стоимость растет не только у победителя, но и у номинантов.
Таким образом, эту ситуацию можно назвать беспроигрышной.
И все же в России картина менее однозначна — если вообще можно говорить о непосредственной связи между ростом рыночной стоимости и победой либо номинацией на одну из национальных художественных премий. Когда речь идет о художниках, работающих с видео, фото и цифровыми технологиями, о каком-либо влиянии на рынок говорить нельзя, поскольку традиционные аукционы неблагосклонны к этим медиа и данных о продажах крайне мало. И даже тяжеловесу концептуализма Андрею Монастырскому (р. 1949) получение «Инновации» не помогло привлечь повышенный интерес на аукционном рынке, поскольку многие его работы больше подходят для музейных коллекций. Исследуя этот вопрос, я выбрала десять современных российских художников, работающих в живописи, графике и скульптуре, которые традиционно хорошо продаются, и сравнила объемы их продаж до и после того, как они получили ту или иную премию. Я рассматривала лауреатов трех наград: «Художник года» премии «Инновация», «Проект года» Премии Кандинского и почетной «За вклад в развитие современного искусства» премии «Инновация». Как в случае американской Стипендии Макартура, последняя — внеконкурсная номинация.
Сложилось впечатление, что, чем известнее художник в момент присуждения, тем выше становятся его рыночные показатели в тот же и следующий год.