Стреляющие подарки…
Кремневые пистолеты императрицы Екатерины II, подарок Августу Понятовскому. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Благословенный дом Петров,
Елисавете подражала
В Монарших высоте даров,
Освобождая утесненных
И ободряя оскорбленных,
Склонила высоту небес
От злой судьбы Тебя избавить,
Над нами царствовать поставить
И отереть нам токи слез.»
Ода торжественная Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Державнейшей Великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, Самодержице Всероссийской, на преславное Ея восшествие на Всероссийский Императорский Престол июня 28 дня 1762 года. В изъявление истинной радости и верноподданнаго усердия искренняго поздравления приносится от всеподданнейшаго раба Михайла Ломоносова.
История оружия. Ну, что поделать, принято было умасливать правителей дарами, кого на что сподобил Бог: кто вирши слагал, тот льстил стихами, кто понимал в рукомесле – делал нечто вещественное, красивое и дорогое. Сколько мы знаем примеров, когда один европейский монарх в Средние века дарил другому дорогие доспехи, восточные владыки жаловали друг другу сабли с рукоятками, усыпанными рубинами, раджи в Индии (и раджам!) дарили слонов, подарок ценного меча в Японии превращал врага в друга. И нет ничего удивительного, что традиция эта продолжилась и во времена огнестрельного оружия. И вот сегодня мы расскажем о некоторых образцах такого подарочного оружия. Обо всех этих «изделиях» можно сказать так: «видит око, да зуб неймет», поскольку даже те, что были изготовлены в России, находятся сегодня от неё очень далеко. Но что делать, так уж сложилось. Зато мы можем здесь хотя бы на них посмотреть…
И раз уж в качестве эпиграфа у нас пошли стихи про Екатерину II, то… начнём с огнестрельных подарков её эпохи. Пожалуй, самым интересным и роскошным даром была пара кремневых пистолетов Екатерины Великой (1729–1796), которые в 1786 году сделал петербургский мастер-оружейник Йохан Адольф Греке. Они были частью роскошного гарнитура охотничьего оружия с прикладами и ложами из слоновой кости, изготовленного им специально для императрицы. Что подчёркивалось вензелем «E» на щитках рукояток. Гарнитур первоначально состоял из пары пистолетов и охотничьего ружья, а изготовлен был в 1786 году. И вот как раз Екатерина и подарила его своему фавориту, последнему польскому королю, князю Станиславу Августу Понятовскому (1732–1798), которого она поддерживала и как своего любовника, и… как короля Польши (годы правления 1763–1795). Интересно, что ружья с прикладом из слоновой кости в Западной Европе к XVIII веку вообще вышли из моды, но зато в последнюю четверть века были в моде при российском дворе. Длина пистолетов 36,8 см. А вот где находится ружьё – неизвестно. В коллекцию Метрополитен-музея в Нью-Йорке эта пара поступила в качестве подарка в 1986 году.
Есть в собрании Метрополитен-музея и пара кремневых пистолетов для великого князя Константина Павловича (1779–1831). Изготовлены они примерно в 1801 году. Эти пистолеты входят в серию специально разработанного роскошного огнестрельного оружия, изготовленного Тульским оружейным заводом для вручения императору Александру I и трём его братьям по случаю его коронации в 1801 году. Каждый из четырёх братьев и сестёр получил набор из пяти тщательно украшенных охотничьих ружей, включая гладкоствольное охотничье ружьё, нарезной карабин, мушкетон и пару пистолетов. Это огнестрельное оружие уникально среди тульского оружия своим неоклассическим дизайном, технической изысканностью и сложными характерными украшениями. Этим подарком тульский завод не только отдавал дань уважения своим императорским покровителям, но и демонстрировал технический опыт и виртуозное мастерство, которыми он так славился. Недаром герб Тульского завода красуется на каждом из этих пистолетов.
Пистолеты Великого князя Константина. Тульский оружейный завод (Россия, Тула, 1712 – настоящее время) Ок. 1801 г. Материалы: сталь, серебро, золото, дерево. Размеры: длина 38,8 см; длина ствола 23,3 см; калибр 15 мм; вес у пистолетов разный: одного пистолета – 821 г.; второго – 845 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Эти пистолеты очень изысканно оформлены. Украшение их хотя и обильно, но, тем не менее, сдержаннее, чем у более ранних образцов рококо. Воронёные или полированные стальные поверхности, подчёркнутые нежным золочёным и инкрустированным серебром орнаментом, что также характерно для тульских изделий. Серебряный орнамент в ложе включает изображения трофеев и императорской короны, окружающих золотую монограмму владельца. Точёная обработка спускового крючка и спусковой скобы, очень редко встречающаяся на тульском огнестрельном оружии, лишний раз показывает, что к изготовлению пистолетов для великого князя в Туле отнеслись очень серьёзно. Ну а как они попали в этот американский музей? Подарок – подарок музею, сделанный группой частных лиц в 2016 году. В музейном формуляре они указаны так же, как и даритель пистолетов Екатерины II.
Однако многие «огнестрельные подарки» прибывали из-за океана и к нам. И поступали в Эрмитаж. Но парные к ним, а существовала традиция делать по нескольку одинаковых подарочных экземпляров, чтобы затем выбрать наилучший, сохранялись по месту изготовления. И это оказалось очень удобно. Потому что наши музеи нужно обязательно запрашивать на предмет разрешения на публикацию их фотографий, а это не только компьютерная, но ещё и бумажная волокита. А вот в Метрополитен-музее всё просто: вот это фото «паблик домайн» (общественная собственность), и, значит, можно этим пользоваться. А вот это – нет, и у фотографии просто нет функции скачивания. И почему бы и нашим музеям такое у себя не сделать?
Ну а что до «огнестрельных подарков», то тут безусловным лидером был не кто иной, как Самюэль Кольт. Дешёвые кольты он дарил редакторам газет, которые писали про него хвалебные статьи, револьверы подороже – сенаторам и генералам, ну а самые роскошные образцы, иной раз ценой по 400 долларов, шли иностранным коронованным особам, чтобы подвигнуть их на заказ его револьверов в больших количествах. Таким был, например, и подарочный инкрустированный золотом револьвер Кольта «Морская мoдель 1851» (серийный номер 20133) с футляром и принадлежностями, изготовленный около 1853 года.
«Морская мoдель 1851». Материал: сталь, медный сплав, золото, дерево (орех), кость, олово. Размеры: длина 32,9 см; длина ствола 19,1 см; калибр 9,14 мм; вес 1174 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Этот револьвер принадлежит к редкой группе ударного огнестрельного оружия Кольта, украшенного обильной гравировкой, рельефной резьбой и золотой инкрустацией заподлицо или с низким рельефом, а сохранилось их всего лишь около двадцати экземпляров. Изготовленные по указанию Сэмюэля Кольта (1814–1862) для выставок на международных ярмарках и для дарения важным должностным лицам, а также главам иностранных и внутренних государств, включая королей Швеции и Дании, и царя России, они служили и в качестве дипломатических подарков и одновременно демонстрировали художественные и технические достижения его компании.
Этот револьвер – один из двух кольтов, инкрустированных золотом, подаренных Фондом Роберта М. Ли Метрополитену в честь 150-летия музея. Револьверы входят в число самых значительных пополнений коллекции огнестрельного оружия этого музея за последние десятилетия из-за их большой редкости, богатства их украшений и исторической значимости.
Кольт демонстрировал своё огнестрельное оружие публике на международных ярмарках, в том числе на Великой выставке 1851 года в Лондоне и выставке промышленности всех наций в Нью-Йорке в 1853 году. Причём на протяжении своей жизни Кольт, его компания, а также его семья раздали сотни револьверов в рекламных целях. Но вот что интересно: на этом револьвере нет дарственной надписи, тогда как многие из более скромных презентационных револьверов Кольта имеют надпись с именем получателя на обратной стороне спусковой скобы.
Хотя первоначальное предназначение для этого револьвера и не зафиксировано, он традиционно считается дополнением к украшенному золотом военно-морскому револьверу, хранящемуся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, то есть одному из трёх образцов с золотой инкрустацией, подаренных Сэмюэлем Кольтом царю Николаю I в Гатчинском дворце 30 октября 1854 года. Серийный номер пистолета «Метрополитен» (№ 20133), а номер у образца «Эрмитаж» (№ 20131), к тому же оба револьвера украшены в аналогичном стиле. Так что можно считать, что оба они из одной «серии».
«Морская мoдель 1851». Вид справа. На рамке изображён индеец, стреляющий из револьвера в бизона. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Два других инкрустированных золотом кольта, подаренных царю и также хранящихся в Эрмитаже, включают револьвер «Драгун третьей модели» (№ 12407) и карманный револьвер модели 1849 г. (№ 63305). Напарник драгунской модели находится в коллекции музея «Метрополитен» (№ 12406).
Фигурные вставки револьвера «Метрополитен» изображают богиню свободы, льва и конного индейца, стреляющего из пистолета в бизона. Многие инкрустированные золотом кольты также украшены патриотической иконографией, в том числе музейный револьвер «Драгун», инкрустированный портретом первого президента США Джорджа Вашингтона (1732–1799) и гербом Соединённых Штатов.
В дизайне инкрустаций явно просматривается европейское влияние, что неудивительно, поскольку многие из лучших гравёров по огнестрельному оружию, работавших на Кольта и других американских производителей оружия во второй половине XIX века, были иммигрантами немецкого происхождения, приехавшими в Соединённые Штаты в 1850-х годах после соответствующего обучения в Германии.
Интересно, что на барабане револьвера модели 1851 (также известного как «поясная модель») вручную выгравирована сцена сражения между военными кораблями Техасской Республики и Мексики, произошедшего 16 мая 1843 года. Оно было разработано Уотерманом Лилли Ормсби (1809–1883), гравёром, специализировавшегося гравировке банкнот и работавшего на Кольта по крайней мере с 1839 года. В дополнение к этой морской сцене Ормсби разработал для Кольта столь же знаковые сцены кавалерийского сражения и сцену ограбления дилижанса, которые затем гравировались на барабанах уже фабричным способом.
Кстати, нужно отметить, что револьвер модели 1851 года, представленный в этом же году и производившийся вплоть до 1873 года, был одним из самых популярных и успешных ударных револьверов Кольта. Он имел калибр .36, ствол в семь с половиной дюймов и шестизарядный барабан. Он был достаточно лёгким, точным и надёжным, многие считали его идеальным личным оружием. Он оставался одним из самых популярных образцов фирмы «Кольт» во время Гражданской войны, причём даже после того, как в 1860 году были представлены поясной револьвер «Новая модель» и армейский кольт калибра .44.
«Кольт-драгун 3-я модель» (серийный номер 12406), ок. 1853 г. Материал: сталь, латунь, золото, дерево (орех). Размеры: длина 35,6 см; длина ствола 19,1 см; калибр 11,2 мм; вес 1224 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Лучшие украшенные револьверы Кольта, включая и этот образец, обычно имеют воронёные стальные поверхности с глубокой гравировкой с плотными лиственными завитками с такими мотивами, как человеческие фигуры, животные и птицы, и неизменно имя Кольта, инкрустированное золотом, заподлицо с поверхностью. На самых роскошных образцах часть инкрустации выполнялась рельефной, напоминающей скульптуру в миниатюре.
Этот револьвер модели «Драгун», как и его «напарник» (подаренный императору Николаю I), считается одним из шедевров фирмы Кольта, которые он взял с собой в Европу в 1854 году. В этом же году разразилась Крымская война, в которой Россия воевала с Турцией и её союзниками, Великобританией и Францией, причём Кольт активно продавал своё оружие обеим сторонам. В ноябре 1854 года он подарил российскому царю Николаю I сразу три инкрустированных золотом револьвера, по одному экземпляру из каждой пары. Из них третий «Драгун» сейчас находится в коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге и имеет серийный номер 12407.
Подарок наглядно продемонстрировал технические и художественные возможности фирмы Кольта, а патриотические мотивы в оформлении лишний раз подчеркнули его американское происхождение. Ведь на одном из револьверов изображён портрет Джорджа Вашингтона и герб Соединённых Штатов, а на револьвере, сделанном для императора – вид на здание Капитолия в Вашингтоне.
Карманный револьвер Модель 1849, инкрустированный золотом (заводской номер 63306), ок. 1853 г. Материал: сталь, медный сплав, золото, дерево (орех). Размеры: длина 22,1 см; длина ствола 10,2 см; калибр 7,9-мм; вес 672 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Этот карманный револьвер 1849 года принадлежит к редкой группе капсюльных револьверов Кольта, обильно украшенных гравировкой, рельефной резьбой и золотой инкрустацией заподлицо или с низким рельефом, которых, как известно, сохранилось около двадцати экземпляров.
Серийный номер этого револьвера (№ 63306) следует за номером другого украшенного золотом револьвера (№ 63305), хранящегося в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Карманный револьвер музея Метрополитен – один из шести известных револьверов модели 1849 года, инкрустированных золотом. Каждый из них украшен гравированными завитками, а пять пистолетов ещё и инкрустированными золотом фигурками животных. Как и у других револьверов, завитки на корпусе и на стволе имеют рельефную резьбу, а не гравировку. Поэтому можно сказать, что они гордо возвышаются над фоном – особенность, которая, помимо золотой отделки револьверов, отличает их от сотен презентационных образцов оружия с мелкой гравировкой, производимых фирмой Кольта для… массовых «подношений».
На револьвере мы видим следующих гравированных животных: лису, фазана, леопарда, медведя, собаку, орла и росомаху. Зато на цилиндре вручную выгравирована сцена ограбления дилижанса, которая есть на карманных револьверах модели 1849 фабричной выделки. Правда, большая часть оригинальной воронёной поверхности поблекла, следы воронения всё ещё видны, особенно на верхних плоскостях ствола возле дульного среза и в углублениях цилиндра.
Карманный револьвер модели 1849 производился до 1872 года и был одним из самых популярных образцов оружия Кольта. Считается, что их было произведено около 300 000 штук. Его небольшие размеры с четырёх-, пяти- или шестидюймовыми стволами делали его весьма практичным оружием самообороны. А сцена на барабане была по сути инструкцией, как поступать в такого рода критической ситуации или же наводила на мысль заняться такого рода «бизнесом» самому.
Кстати, интересно, что револьверы Николай I и члены его семьи хотя и получили, но хлопоты Кольта пропали даром. Правительственного заказа его фирме от императора так и не последовало. Наладить выгодное сотрудничество с Россией, хотя и позднее, удалось его конкуренту – фирме «Смит и Вессон», на долгие годы ставшей монопольным производителем револьверов для российской императорской армии.