Ярославль: сорок церквей, две набережные, масса музеев и немерено красоты — The Art Newspaper Russia
В Ярославле нужно внимательно смотреть под ноги — не только потому, что есть риск споткнуться о вздыбившуюся плитку (как шутят местные, всю плитку, что перекладывают на московских улицах, потом везут к ним), но и потому, что бронзовыми табличками, вделанными в мостовые, обозначены границы охраняемой с 2005 года ЮНЕСКО зоны исторического центра. Шаг — и ты уже внутри тысячелетнего средневекового города, сохранившего и древние вешки — три башни крепостной стены Земляного города, и регулярность екатерининского плана конца XVIII века — широкие улицы, бульвары и большие площади (этот ансамбль тоже часть охраняемого наследия), и купеческие особняки, и прелестные ампирные торговые ряды. Не обошлось и без советских зданий — от конструктивистских домов «специалистов» (иностранцев приглашали наладить производство на заводах, которые работают до сих пор, вроде шинного, откуда произошла футбольная команда «Шинник» и где начинала свою звездную карьеру Валентина Терешкова) до послевоенных сталинских сооружений, мимикрирующих под предыдущую классику. Есть, конечно, здания, которые кажутся совсем чужеродными общей гармонии, вроде гигантского бруталистского обкома брежневского времени, под который снесли старый рынок. Сегодня эта громадина застит вид на церковь Ильи Пророка XVII века, одну из главных достопримечательностей Ярославля, но такой контраст — тоже часть нашей истории. Белый храм с шатровой колокольней знаменит и своими изразцами, и росписями, выполненными бригадой костромского мастера Гурия Никитина. Фрагмент фрески со жнецом из церкви Ильи Пророка попал на обложку легендарного альбома «Фрески Ярославля» Веры Брюсовой, изданного в 1969 году, хранившегося во многих интеллигентных семьях и отчасти породившего культ ярославских росписей вкупе с модой на путешествия по Золотому кольцу, столицей которого считают Ярославль. Похожих церквей XVII века в городе много. Иногда они не оштукатуренные, а краснокирпичные, и именно они, белые и красные, возведенные стараниями местных купцов и общин, составляют особый колорит города и являются символами ярославской школы и в архитектуре, и в настенных росписях, и в изразцах. Всего же церквей, имеющих историческую ценность, около 40.