С благословения Минервы и по воле императрицы — The Art Newspaper Russia
«Театрократия. Екатерина II и опера» грандиозна по количеству собранного материала. Тексты разбиты на главы по принципу «опера и …»: удовольствие, воспитание, политика, страсть, иллюзия, дом, смерть, память. Перед нами «завершенный гештальт». Мы узнаем, какие западные музыканты работали в должности придворных капельмейстеров и как каждый из них повлиял на развитие оперы, кто и как строил театры, кто отвечал за декорации и машинерию, сколько платили оперным солистам, чем отличалась театральная ситуация в Москве от Петербурга, как конкурировали итальянские, французские и русские исполнители. Книга и интересна прежде всего сотнями подробностей.
В центре повествования — оперные сочинения самой Екатерины. В отличие от предшественницы, императрицы Елизаветы Петровны, которая «всего лишь» пела соло и с хором, Екатерина Алексеевна сочиняла либретто, а в ту эпоху именно либреттист считался автором произведения. Оперные опусы Екатерины II всегда имели подтекст: одни предназначались в назидание внукам, как, например, оперы-сказки «Февей» (1786) или «Храбрый и смелый витязь Ахридеич» (1787), другие («Начальное управление Олега», 1790) «конструировали государственную идентичность», то есть демонстрировали, что в эпоху Средневековья Россия была уже зрелым государством, а не диким полем.
Любое увеселение таило символический смысл. Свою коронацию в 1762 году Екатерина II отметила в Москве грандиозным трехдневным маскарадом «Торжествующая Минерва». В представлении была задействована тысяча артистов. Начинался маскарад показом человеческих пороков — пьянства, лени и прочих, затем следовали добродетели — кротость, любовь, далее шли античные боги, и в финале появлялась Минерва, богиня мудрости и покровительница ремесел, символизировавшая саму императрицу. Как пишет в книге Людмила Старикова, «в эпизодах, касавшихся пороков, присутствовал как бы посмертный „суд на этом свете“ над Петром III, ставший… доказательством, что этот государь заслуживал постигшей его участи».