Вокруг каталогов-резоне Амедео Модильяни разгорается война — The Art Newspaper Russia
Французский ученый Марк Рестеллини судится с Институтом Вильденштейна — Платтнера (WPI) по поводу составленного им каталога-резоне Амедео Модильяни. Исследователь утверждает, что институт якобы собирается опубликовать цифровую версию каталога-резоне Модильяни в интернете до того, как сам эксперт выпустит его в виде книги в следующем году. Он заявляет, что институт удерживает его книгу — вместе со всеми «производственными секретами» — «в заложниках», нарушая его авторское право и пытаясь выдать труд Рестеллини за свой без какой-либо компенсации или упоминания авторства. Искусствовед требует, чтобы институту запретили публиковать и распространять его исследование и предписали уничтожить все цифровые копии.
В августе этого года Институт Вильденштейна — Платтнера подал ответный иск, в котором не только настаивает на своем праве публиковать труд Рестеллини, но и заявляет, что ученый и Институт Рестеллини нарушают уже его авторские права на используемые материалы, а потому WPI может претендовать на часть их прибыли. WPI утверждает, что имеет право публиковать его работу, поскольку на момент проведения своего исследования Рестеллини работал на Институт Вильденштейна (Висконсин), который передал свой архив, включая материалы о Модильяни, в WPI в 2017 году. WPI опасается, что Рестеллини «рассчитывает монополизировать историческую информацию о Модильяни, которую затем планирует использовать для получения личной прибыли».
Однако в иске Рестеллини есть и кое-что еще. Он упоминает неназванную и, предположительно, «проблемную» картину Модильяни, о которой сообщается лишь, что она была продана в минувшем году приблизительно за $5 млн. The Art Newspaper готова сообщить, что речь идет о «Портрете Беатрис Гастингс, сидящей на стуле» (1915), за последние 25 лет дважды проданном на Christe’s — в 1997 и 2019 годах.
Рестеллини утверждает, что в портрет были внесены существенные изменения через много лет после того, как Модильяни закончил его в 1915 году и передал своему парижскому дилеру Полю Гийому, который, по обыкновению того времени, сразу же сфотографировал полотно. Однако в каталогах Christe’s 1997 и 2019 годов об изменениях не сказано ни слова.
Ученый ссылается на эту картину для того, чтобы обратить внимание на недостатки каталога-резоне Модильяни, составленного Амброджо Черони. Впервые опубликованный в 1958 году, он и сегодня имеет репутацию самого надежного источника для определения подлинности произведений художника, печально знаменитого огромным количеством циркулирующих на рынке подделок. Рестеллини надеется, что публикация в следующем году его собственного каталога-резоне поможет ему отнять у Черони этот титул.
На кону не только научный авторитет эксперта, но и репутация множества работ Модильяни, находящихся в собраниях ведущих коллекционеров мира. Дэниел Леви, американский адвокат Рестеллини, рассказывает, что в новый каталог войдут около 80 произведений, не упомянутых у Черони, а кроме того, из него будут исключены «по меньшей мере 15 картин каталога Черони», в том числе портреты графа Вейлорски (1916, у Черони числится под номером 151) и Беатрис Гастингс. По словам Леви, на основании «углубленного исследования» в издании также «будет исправлено более 50% датировок, приведенных Черони», а общее число произведений, приписываемых Модильяни, сократится приблизительно до 350.
В своем иске Рестеллини утверждает, что «обращение к изобилующему ошибками каталогу-резоне Черони привело к возникновению серьезных проблем на рынке Модильяни». Не упоминая напрямую Christie’s и название произведения, он заявляет, что в ноябре 1997 года и затем в ноябре 2019 года «один из ведущих аукционных домов Нью-Йорка» продал работу, которая преподносилась как «написанная исключительно рукой Модильяни». Согласно материалам дела, в 1997 году она была продана за $2,6 млн, а прошлой осенью ушла ниже эстимейта за $4,8 млн (с комиссией). Ученый отмечает, что при приеме и установлении подлинности произведения аукционный дом «главным образом опирался на тот факт, что оно включено в каталог-резоне Черони», и выставил его как подлинник.
Рестеллини рассказывает, что после продажи 1997 года он проинформировал Christie’s о том, что «внешний вид произведения отличается» от его состояния на 1915 год, и представил в качестве доказательства фотографию, сделанную Гийомом. При этом ни тогда, ни в ноябре минувшего года собственными глазами эксперт картину на Christe’s не видел.
The Art Newspaper сопоставила репродукции из каталогов-резоне 1953 и 1958 годов, между публикацией которых «Портрет Беатрис Гастингс, сидящей на стуле» находился в частном собрании в Милане (где тогда жил и сам Черони). В каталоге-резоне 1953 года, составленном Гуалтьери ди Сан-Лазаро, черно-белая репродукция кадрирована так, что подпись художника не видна, а некоторые участки выглядят незаконченными. На фотографиях, использованных в каталогах Черони 1958 года и Christe’s 2019 года, фон картины выглядит более законченным, стол и зеленая ваза на нем заполнены красками, а форма тени за головой модели, по всей видимости, изменена. Christe’s включил работу Сан-Лазаро в список литературы о лоте в свои каталоги 1997 и 2019 годов вместе с каталогом-резоне Джона Лантеманна 1970 года, в котором автор пишет: «Эта потрясающая картина подверглась значительной ретуши (о чем свидетельствует старая фотография)». Однако в описаниях лота сам Christe’s не упоминает об этом.
«В отличие от Черони, мнение господина Рестеллини о включении или невключении отдельных произведений в каталог основывается на всестороннем научном анализе большого числа работ и на других углубленных исследованиях, в том числе обращении к ранее недоступным архивным материалам», — подчеркивает адвокат ученого. В подобном контексте понятно, почему спор за права на эти таинственные материалы достиг такого накала.