Третьяковка отреставрировала самую уравновешенную статую ХХ века — The Art Newspaper Russia
Тема поиска точки опоры преследовала Чайкова десятилетиями, он возвращался к ней в 1950-х годах (в фондах музея есть работа и этих лет). Как уточнила Ирина Седова, для «Футболистов» он нашел уникальное художественное решение с энергичной закручивающейся композицией, при этом у спортсменов идеально спокойные лица — согласно греческому канону. «Этот контраст усиливает эффект от статуи. Чайков в юности обучался скульптуре во Франции, и эта школа стала той основой, которая помогла ему создать выдающееся произведение». В США в конце 1930-х работа вызвала большой резонанс и огромный интерес публики, в том числе из-за сложнейшего технического решения: весь массив бронзы имеет только одну точку опоры — пятку нижнего спортсмена.
В 1941 году «Футболисты» были переданы в Третьяковку (судя по архивным документам, они поступили на постоянное хранение 7 июня, всего за две недели до начала войны) и до 1970-х годов стояли на улице, перед зданием. Затем скульптуру перенесли в залы экспозиции, однако к нашим дням, несмотря на реставрационные работы советского периода, она все же пришла, по выражению сотрудников музея, «в сложное состояние».
Главный хранитель Третьяковской галереи Татьяна Городкова сообщила, что каждый год музей реставрирует более 600 предметов. «В этом году, в частности, мы отчитаемся Министерству культуры за 659 экспонатов. Однако бывают такие реставрации, которые превращаются в отдельную многолетнюю историю. Для того чтобы реализовать проект с „Футболистами“, пришлось решить целый комплекс задач. И в итоге мы чрезвычайно удовлетворены», — сказала она. Особо главный хранитель отметила деятельность Людмилы Марц, предыдущей заведующей отделом скульптуры XX–XXI веков, которая обратила внимание на сохранность «Футболистов» и чрезвычайно активно инициировала их реставрацию.
Процесс был непростым как из-за размера статуи (высота 290 см, вес более 800 кг), так и из-за ее сложных пространственных объемов. Работы удалось провести благодаря спонсорской поддержке АО «Управляющая компания Динамо» (подразделение ВТБ — постоянного мецената музея). Эта поддержка тем более символична, что уменьшенное повторение «Футболистов» украшает кубок чемпионата России по футболу.
Кроме того, успешной реставрации способствовало то, что в 2017 году ГТГ смогла оборудовать (также на деньги спонсоров) в здании на Крымском Валу скульптурные мастерские для реставрации произведений ХХ века. Этот фонд включает около 5 тыс. единиц хранения, которым нужна регулярная помощь. С открытием мастерских музей получил технические возможности вести реставрацию «Футболистов» прямо в здании Третьяковки. Хотя в сами мастерские скульптуру переместить не удалось — уж больно велика. Александр Карандашев, заведующий отделом научной реставрации скульптуры ХХ века, объяснил, что «Футболистов» с помощью специальных кран-балок передвинули с привычного места в зале Дейнеки в соседний зал, который был временно закрыт для публики и вычеркнут из экскурсионного маршрута по четвертому этажу. Реставрация длилась более четырех лет, из которых два пришлись на пандемию. Работами, помимо сотрудников ГТГ, занимались специалисты «Реставрационной мастерской „Наследие“».