Топография андерграунда: визит в пять мастерских художников-нонконформистов — The Art Newspaper Russia
«Другие пространства», или иначе «гетеротопии», — это пространства, функционирующие в разрыве с традиционным жизненным режимом. Понятие, предложенное в 1967 году французским философом Мишелем Фуко, неожиданно метко характеризует квартиры, комнаты и мастерские московских художников-нонконформистов — недаром к нему обратились организаторы выставки: Георгий Кизевальтер, концептуальный художник и хроникер неофициальной художественной жизни 1970–1980-х годов, и куратор Елена Куприна-Ляхович.
Действительно, «другое искусство» совершалось в «других пространствах», обладающих особым внутренним климатом и укладом, отличным от того, что происходило вовне. Эти помещения, расположенные подчас в типовых домах типовых районов, на улицах, предсказуемо названных в честь видных советских деятелей (о чем сообщают нам экспликации, непривычно относящиеся не к фотографиям или объектам, а к адресам), предстают, как говорит Кизевальтер, островками «неортодоксального духа и свободной мысли».
Из снимков на выставке складываются своеобразные «портреты» пространств, в которых художники жили и творили, изолированные от идеологического шума, в кругу единомышленников. Фотоэкспозиция, дополненная произведениями художников, приглашает зрителя в комнаты и мастерские Никиты Алексеева, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Андрея Монастырского, Виктора Пивоварова, Владимира Янкилевского и других. Заглянем к некоторым из них.