Реставрация шедевра Репина в Третьяковской галерее завершена — The Art Newspaper Russia
Создание защитной витрины еще впереди. «У нас уже готовы проект и техническое задание. Сейчас мы ищем спонсора и параллельно изыскиваем возможности заказа антибликового и антивандального стекла», — пояснила Зельфира Трегулова По словам директора, решение этой проблемы замедлилось из-за политической ситуации: импортозамещение невозможно, процесс производства в России таких материалов не налажен и не ясно, когда он может появиться. Подобные стекла производят только в Италии и Японии, и в данный момент галерея ждет, чтобы заработал «параллельный импорт», чтобы можно было оплатить изделие и доставить его.
«Это будет такое стекло, каким в Уффици защищены „Весна“ и „Рождение Венеры“ Боттичелли. Однако если вы видели их там, у вас могло возникнуть ощущение, будто картины в темнице, — сказала Зельфира Трегулова. — Нам хотелось бы избежать появления такого чувства». По словам Татьяны Городковой, репинские залы в Лаврушинском переулке небольшие и в эти пространства будет трудно вместить громоздкую специальную витрину, созданную согласно современным представлениям о безопасности: «Мы хотим, чтобы она не выглядела саркофагом, склепом». Зельфира Трегулова дополняет: «Как только мы получим подтверждение у спонсоров, мы сразу начнем подписание договора на изготовление». Возможно, это получится осенью, однако пока стоит рассчитывать на возвращение картины в залы примерно в начале 2023 года.
Директор музея уточнила, что у картины будет сохранен пост сотрудника безопасности. Во время пресс-конференции картина в последний раз была представлена публике, пусть и весьма ограниченной, без защитного стекла — такой, как она вышла из мастерской живописца. После презентации ее вернули обратно в депозитарий, где будет продолжено наблюдение за состоянием ее красочного слоя. Также до сих пор продолжаются работы над реставрацией рамы, которая в советское время была затонирована, приглушена, а также имеет некоторые утраты.
Революционная реставрация
Зельфира Трегулова напомнила, что работы затянулись на такой долгий срок, поскольку картина была в очень плохом состоянии. Все это время шла серьезнейшая работа, реставраторы занимались выработкой новых, ранее не испробованных технологий. Процедуры были очень сложными, многие из них выполнялись впервые, особенно на такой крупной вещи. Были разработаны новые методики, пришлось отринуть имеющийся опыт, так как старыми путями действовать было невозможно, и мыслить, по словам главного хранителя, «революционно».