Премия без правил в честь художника Зверева — The Art Newspaper Russia
Примерно минут через 40, завернув за угол, а потом еще раз за угол и обнаружив те самые восемь отделений с овальными сводами и в них — самые разноплановые работы, ты понимаешь, что пройдена только половина выставки. Здесь все вперемешку: новое и старое, объемное и плоское, лайтбоксы и видео, металл и пластмасса. Глаз выделяет лишь хороших знакомых: геометрические объекты Дианы Воубы (проект «Город-алфавит», 2015–2016), инсталляцию «Поминки по Финнегану» Аллы Урбан (так мощно прозвучавшей в начале 2021 года персональной выставкой в Третьяковской галерее), проект Sad. O.K. Super Тима Парщикова. Этот последний — посвященные пандемии лимонно-синие фотографии — где только в этом году не выставлялся: в Мультимедиа Арт Музее, на Cosmoscow, в «Зарядье» на выставке номинантов Московской Арт Премии, где он висит до сих пор.
Некоторые явления культуры трудно осмыслить по причине их неупорядоченности. Наше сознание небезразмерно. Даже если вникать в искусство — ваш профессиональный долг, трудно составить впечатление о пестром собрании на 2,5 тыс. м2.
В отличие от давно существующих премий по современному искусству: «Инновации», Кандинского, — новая, зверевская предельно демократична, не ставит перед участниками никаких временных границ, можно показывать как последние работы, так и многолетней давности. Заявляй о себе — и, возможно, тебя сполна оценят. Случись такое событие в области современного искусства лет 30 назад, ему бы рукоплескали. Но сейчас это, к сожалению, не работает.
Потому как главный враг современного человека — информационный шум. Сегодня мы потребляем в 3 тыс. раз больше информации, чем в докомпьютерную эпоху. В геометрической прогрессии множатся музеи и арт-резиденции, фестивали и биеннале, любой город торопится обзавестись событием формата контемпорари-арт. Мир вообще и современное искусство в частности стремится к энтропии — хаосу. И, откровенно говоря, если есть возможность этот хаос не приумножать учреждением очередной премии, очень благородно этим шансом воспользоваться. Но если учредил, так борись с энтропией! Придумывай жесткие рамки и критерии, навязывай свою кураторскую волю и таким образом отбирай из моря участников тот самый уникальный жемчуг. И не перекладывай ответственность на жюри (которое, по сути, коллеги самих конкурсантов и нередко одного с ними поколения) и уж тем более на подвыпивших гостей.